«Коммерсантъ» и Мария Плюснина: Свердловские власти ищут вагоны
Реализовать идею вагонной биржи для грузоперевозок, предложенную уральским полпредом Николаем Винниченко, будет сложно, считают свердловские власти. Как пояснил глава областного правительства Анатолий Гредин, большинство грузоперевозчиков уже работает с крупными клиентами, распределив вагоны между ними. Между тем, если в ближайшее время не будет налажена перевозка лесопродукции, из-за паводка может быть затоплено материалов по объему почти на 1 тыс. вагонов.
Председатель свердловского правительства Анатолий Гредин рассказал вчера на встрече с журналистами, что в регионе остается острой проблема обеспечения вагонами грузоотправителей инертных материалов (щебень, песок) и лесопродукции. «Сложно найти крупных отправителей. А в Свердловской области много карьеров, которые производят щебень. И потребность в этом щебне есть не только у нас, но и в Тюменской области», — отметил господин Гредин. При этом, по его мнению, идею вагонной биржи, которую предлагал создать уральский полпред Николай Винниченко для решения проблемы, на сегодня реализовать сложно. «Большинство грузоперевозчиков работает с крупными клиентами, и вагоны уже распределены: кто-то возит металл, кто-то — уголь», — отметил свердловский премьер.
Впервые идею вагонной биржи уральский полпред Николай Винниченко предложил в конце февраля на совещании, посвященном проблемам железнодорожных грузоперевозок. Тогда обсуждался вопрос о том, что операторы не могут вовремя предоставить вагоны по заявкам грузоотправителей из-за того, что считают нерентабельным прогонять пустые вагоны без груза в одну сторону («Ъ» писал об этом подробнее в №35 от 1 марта). Как пояснил «Ъ» вчера сам господин Винниченко, речь идет об использовании уже работающей электронной площадки, на которой будет представлена информация обо всем подвижном составе. «Идея заключалась в том, чтобы эта площадка плотно насыщалась, а потребители ею активно пользовались», — сказал полпред, добавив, что сейчас работа по наполнению электронной площадки ведется. Новый начальник СвЖД Алексей Миронов, который вчера был представлен в должности, пообещал, что вопрос обеспечения подвижным составом грузоотправителей обсуждается. «Эта тема для нас не новая», — сказал он, добавив, что работа по увеличению эффективности использования подвижного состава будет вестись и дальше.
В свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей (СОСПП) между тем отмечают, что сейчас вопрос стоит о потере продукции. «По прогнозам представителей лесной отрасли, огромный объем продукции в ближайшее время может попасть под затопление в связи с ожиданиями обильного снеготаяния и паводка», — сообщает пресс-служба союза. По данным союза, на складах производственного объединения «Свердлес» скопилось более 50 тыс. кубометров (1 тыс. вагонов) сверхнормативных запасов лесопродукции. Как рассказал пресс-секретарь союза Вячеслав Пестриков, СОСПП направил председателю свердловского правительства рекомендации по обеспеченности вагонами предприятий. По мнению членов союза, требуется «четкое закрепление ответственности операторов подвижного состава за своевременное оформление документов на порожние вагоны после окончания грузовых операций».
При этом эксперты рынка грузоперевозок и логистики отмечают, что альтернативы железнодорожным перевозкам инертных материалов нет. По словам директора департамента маркетинга ООО «Первая экспедиционная компания» Алексея Будюкова, потребность в альтернативном виде грузоперевозок растет, но во время кризиса автопарк значительно постарел. «Объем большегрузных автомобилей уменьшился примерно на 15% за последние три года, что привело к дефициту на рынке», — сказал он, добавив, что до сих пор ситуацию исправить не удалось. Таким образом, как утверждает господин Будюков, грузоперевозки на автомобилях решить проблемы Свердловской области не смогут. Аналогичного мнения придерживается и председатель Уральской логистической ассоциации Алексей Бонев: «Нужно учитывать, что инертные материалы и лесопродукция перевозятся большими объемами. В пересчете на автомобили это может оказаться даже дороже».