«Коммерсантъ», Кирилл Мельников и Седа Егикян: «Сургутнефтегаз» не пускают в MOL
«Сургутнефтегаз» проиграл очередной судебный процесс против венгерской MOL, которая в 2010 году отказалась включать российскую компанию в реестр своих акционеров. Нефтекомпания также не получила права на участие в собрании акционеров и в этом году. «Сургутнефтегаз» мог бы продать свой пакет за ?800 млн, но по всей видимости для сделки требуется политическое решение, говорят эксперты.
«Сургутнефтегаз» проиграл уже второй судебный процесс против венгерской MOL, которая отказалась в прошлом году включать компанию в реестр своих акционеров. Муниципальный суд Будапешта вчера отклонил иск «Сургутнефтегаза», который пытался это оспорить. В MOL эту информацию «Ъ» подтвердили. В «Сургутнефтегазе» от комментариев отказались.
«Сургутнефтегаз» купил 21,2% MOL весной 2009 года за ?1,4 млрд. Российская компания приобрела пакет у австрийской OMV, которая собирала бумаги на рынке. Власти Венгрии, которые сначала высказывались против слияния с OMV, воспротивились переходу пакета MOL «Сургутнефтегазу». От российской компании они потребовали раскрыть конечных бенефициаров. Совет директоров MOL отказался включить «Сургутнефтегаз» в реестр акционеров, поэтому представители компании не смогли принять участия в собрании в апреле 2010 года. Российская компания попыталась оспорить это в ноябре прошлого года, но ее иск был отклонен Столичным судом Будапешта. При этом венгерский финансовый регулятор, который проводил расследование сделки, никаких нарушений в ней не нашел.
В этом году реестр акционеров закрывается 18 апреля, говорится на сайте MOL. По словам источника «Ъ», близкого к «Сургутнефтегазу», пока российская компания в него не включена и права на участие в годовом собрании не имеет.
Ситуацию не удается урегулировать даже вмешательством властей. В начале февраля вице-премьер Игорь Сечин, которого источники «Ъ» называют главным куратором сделки по приобретению доли MOL, назвал этот проект «очень красивым». Господин Сечин также подчеркивал, что, несмотря на невозможность участия в компании, «Сургутнефтегаз» не собирается продавать своей пакет. Источники «Ъ» знают, что такие предложения поступали от венгерского правительства, но российская сторона их не рассматривает. По словам Игоря Сечина, российские власти могут обратиться к руководству Венгрии и Евросоюза, чтобы «Сургутнефтегаз» был утвержден в правах акционера. «Мы не трогаем активы MOL на своей территории, такие активы тоже есть, мы ведем себя очень корректно, предлагаем венгерским партнерам различные варианты развязки. Надеемся, что это даст результат»,— говорил господин Сечин.
В сложившейся ситуации единственное, что осталось «Сургутнефтегазу»,— это продавать свой пакет, считает Алексей Кокин из «Уралсиба». Сейчас он стоит ?2,2 млрд, и таким образов на сделке российская компания могла бы заработать ?800 млн, говорит эксперт. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» считает инвестиции в MOL выгодными для «Сургутнефтегаза», но, купив долю в ней, он мог действовать не только в коммерческих целях, но и политических.