Эксперты уральского туристического рынка решили подвергнуть свой бизнес инновационным изменениям. Чиновники, отельеры и преподаватели организовали научно-практическую конференцию, посвященную инновациям в туристической сфере региона. Мероприятие проходит в Екатеринбурге в течение двух дней при участии представителей областного министерства торговли, питания и услуг, Уральского международного института туризма, а также special guest star — директора программы по работе с аффилированными членами Всемирной туристской организации при ООН Хавьера Бланко. Гости посоветовали принимающей стороне не рассчитывать на то, что Урал станет туристической Меккой России.
Собрание посвящено преобразованиям в гостиничном бизнесе, санаторно-курортной сфере, событийном и деловом туризме, а также перспективам железнодорожного туризма. О текущей ситуации говорили в основном как о некоем уже достигнутом рубеже, способном стать платформой для новых турпроектов. По словам замминистра торговли, питания и услуг Свердловской области Надежды Шестаковой, на сегодняшний день в регионе работает 340 гостиниц, способных разместить порядка 23 тыс. человек. Этого, по ее мнению, достаточно для того, чтобы стать центром международного туризма.
Среди знаковых объектов Свердловской области, предложенных иностранным гостям, не оказалось ни одного храмаВ прошлом году только в Екатеринбурге было введено 9 гостиниц — теперь мы готовы ко всем международным мероприятиям. В 2011 году планируется строительство еще 7 гостиниц, в том числе в Сухом Логе, поселке Малышева, Серове, Ирбите, Берёзовском, Белоярском и Екатеринбурге, заявляют в министерстве.
О том, коррелируют ли планы строительства отелей с туристическими проектами, замминистра не сообщила. Впрочем, отсутствие в плане Верхотурья, скорее всего, говорит о том, что до полноценной рекреационной зоны северной территории еще далеко.
«Пока Верхотурье — это маршрут, который предлагается тем, кто приехал к нам по другим поводам. Делается это предложение прямо в отеле. Но нам, конечно, надо все это развивать и через Интернет», — сформулировала смысл правительственных инноваций Надежда Шестакова.
С идеей железнодорожного туризма все более ясно. Во всяком случае, губернатору Свердловской области Александру Мишарину. В интервью агентству Reuters он заявил, что специально для болельщиков, которые приедут к нам на игры чемпионата мира по футболу 2018 года, проезд в поездах из Москвы в Екатеринбург будет бесплатным.
«Для болельщиков мы можем предложить нечто особенное. Они могут ездить в полуночном поезде и наслаждаться просмотром российской природы в качестве дополнения к футболу», — обещает глава региона.
Надежде Шестаковой, Ольге Пироговой и Хавьеру Бланко (слева направо) предстоит прийти к общему видению туристического будущего Свердловской областиБезусловно, ночная уральская природа особенно хороша, однако, по мнению зарубежных экспертов, туристический потенциал области лежит совсем в другой плоскости. По мнению Хавьера Бланко, нам нужно ставить перед собой реальные цели — это деловой и событийный туризм. Для этого есть практически все необходимые составляющие: гостиничная сфера, бизнес-платформа в виде обилия предприятий и развивающаяся событийная программа.
«Вы не поздно пришли в туристический бизнес, — обнадежил уральцев Хавьер Бланко. — В сфере делового туризма у Свердловской области хорошие возможности. У вас очень развитая гостиничная инфраструктура, богатая культура и интересная природа».
Правда, позже в неофициальной беседе испанский отельер признал: до приезда в Екатеринбург он не знал об Урале ровным счетом ничего. И даже когда навел справки, выяснил лишь, что это промышленный регион.
«К сожалению, познаниями именно такого уровня обладает испанец, хоть что-то знающий о вашем регионе, но не сталкивавшийся со Свердловской областью, скажем, по бизнесу. Если вы спросите, что он знает об Урале, он, скорее всего, ответит: «А что это?» Возможно, вы просто находитесь слишком далеко от западной границы страны», — предположил он.
Впрочем, это не проблема, а специфика региона, утешают иностранные гости чиновников: развивать то, к чему есть предпосылки, все же проще, чем создавать все с нуля. То есть если к нам уже приезжает достаточно много промышленников, бизнесменов и участников международных конференций, то туристическую инфраструктуру нужно просто развивать в соответствии с их потребностями, а не выдумывать что-то особенное.
В частности, речь идет об экскурсионных маршрутах выходного дня, досуговых мероприятиях в вечернее время и, главное, качественной городской и информационной инфраструктуре.
Эта открытка с сомнительными «красотами» уральской природы должна привлекать туристов в Свердловскую областьЭту позицию поддерживает президент Уральского института туризма Ольга Пирогова. По ее словам, уже сегодня самостоятельно и активно в области развиваются именно событийный и деловой туризм. Шансы на признание имеют и экстремальные развлечения.
Но если инвестиционно привлекательные направления активно поддерживаются областной администрацией, то побочные проекты в основном остаются на усмотрение бизнеса. Предприниматели, в свою очередь, так же как и государство, отдают предпочтение наиболее прибыльным видам бизнеса — выездному туризму, гостиничной деятельности, санаторному отдыху. О качестве пребывания уже привлеченных в регион туристов в результате заботиться некому: все силы брошены на заполнение отелей и восстановление Верхотурья.
Анна Шабалина