«Деловой Квартал» и Татьяна Апрельская: ВСМПО и Boeing приоткрыли «Титановую долину»
На презентации особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» в Екатеринбурге чиновники искали общий язык с потенциальными резидентами — транснациональными корпорациями. Язык (английский) нашелся, но ясности проекту ОЭЗ это почти не добавило.
На прошлой неделе Екатеринбург посетили топ-менеджеры примерно 40 международных компаний. Их пытались заинтересовать будущим особой экономической зоны «Титановая долина», которую власти уже несколько лет намереваются разместить под Верхней Салдой. Список участников завораживал: Rolls-Royce, Mitsubishi Heavy Industries, Goodrich, Spirit, Kawasaki, Alenia, Safran и др., не говоря уже о корпорациях Boeing и ВСМПО-АВИСМА — их руководители выступали как бы со стороны хозяев, обещав рассказать о своем СП Ural Boeing Manufacturing (UBM). «Здесь компании с минимальным оборотом $4 млрд в год. Нам интересно, чтобы они разместили в ОЭЗ свои производства, необязательно связанные с переделом титана. Встречи в формате «один на один» с некоторыми гостями проводились и раньше, но такой огромной и статусной делегации на Урале еще не было», — делился впечатлениями с «ДК» один из организаторов.
Для ясности: никакой особой экономической зоны на самом деле еще нет. На сегодня правительство России обеспечило проекту лишь самые первые осязаемые черты: заключило соглашение со Свердловской областью, определило, какие льготы ждут участников ОЭЗ, назначило управляющую компанию. В отеле Hyatt Regency немногочисленные факты о «Титановой долине» излагал Александр Мишарин. Президент подразделения «Boeing Россия и СНГ» Сергей Кравченко отрекомендовал его просто: «губернатор и хозяин этого края».
Губернатор под аккомпанемент переводчицы кратко рассказал о своем крае и перешел к делу. «Резидентам ОЭЗ на первые десять лет предоставляются существенные налоговые льготы. На имущество, транспортный и земельный налоги — 0%, налог на прибыль снижен с 20 до 15,5%, — перечислял он. — Причем резиденты ограждены от неблагоприятных изменений в российском налоговом законодательстве». «Титановая долина», добавил г-н Мишарин, расположена между Верхней Салдой и Нижним Тагилом, в двух часах езды от Екатеринбурга: «Там будет вся необходимая инфраструктура: отели, жилье, больницы, школы. Инфраструктура будет готова к 2013 г. Я надеюсь, первым резидентом станет ВСМПО. Хотя ОЭЗ — это не только титановые изделия. Надеюсь, автомобильная промышленность, энергетические компании, производители сплавов проявят интерес». Приглашенная промышленность всю встречу промолчала.
Между тем г-н Кравченко показал большую заинтересованность в том, чтобы информация дошла до англоговорящих участников презентации в неискаженном виде. Когда губернатор рассказывал о будущем строительстве инфраструктуры, глава «Boeing Россия и СНГ» волевым движением отстранил переводчицу и дальше стал переводить сам.
Инициатива тут же была наказана экзаменом по техническому английскому: следующим вышел выступать советник гендиректора ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин, и он был полон решимости погрузить гостей в тонкости производства титана, вплоть до молекулярного уровня. Г-н Тетюхин сыпал терминами, перебрал регламент на полчаса, и под конец его добровольный переводчик явно слегка устал. Зато Владислав Тетюхин под конец емко выразил все чаяния и опасения потенциальных резидентов. «Титановая долина» — это база для глубокой переработки металла, производства готовых деталей, — заявил он и добавил после паузы: — Если особая зона реально будет создана».
Зато генеральный директор титановой корпорации Михаил Воеводин сыграл на контрасте: был краток и говорил по-английски так, что даже русские понимали его без всякого перевода. Он заверил, что полностью доволен партнерством с Boeing, пояснил, что ВСМПО-АВИСМА ориентирована на снижение расходов (например, отправлять на переплавку стружку, остающуюся после обработки деталей) и сохранение своей доли рынка. В целом встреча дала потенциальным резидентам полную картину титанового производства в Верхней Салде. Но при этом не сняла вопросов к устройству особой экономической зоны.
Джон Берн, директор по управлению цепью поставок, авиационными материалами и конструкциями «Boeing — Гражданские самолеты», уклончиво заявил «ДК», что «прежде чем говорить об инвестициях, нужно увидеть, что происходит на местах». «Зона ведь еще не создана. Я вижу в «Титановой долине» следующие минусы, — добавил он, — месторасположение, климатические условия. И возможно, необходимые затраты на проектировку объектов. Может быть, инженерные работы займут вдвое больше времени, чем в других странах».
В это же время Александр Мишарин выкладывал журналистам цифры: в ОЭЗ должны прийти 20 резидентов. Ожидаемый объем инвестиций — 50 млрд руб., причем только 10 вложит государство, остальное — бизнес. При этом к проектным работам еще не приступили, зона в самом начале развертывания. Все идет к тому, что серьезный бизнес озвучит свои решения ближе к 2013 г. — когда власти построят в ОЭЗ обещанную инфраструктуру.