Обзор прессы
04.04.2011

«Деловой Квартал» и Татьяна Апрельская: ВСМПО и Boeing приоткрыли «Титановую долину»

На презентации особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» в Екатеринбурге чиновники искали общий язык с потенциальными резидентами — транснациональными корпорациями. Язык (английский) нашелся, но ясности проекту ОЭЗ это почти не добавило.

На прошлой неделе Екатеринбург посетили топ-менеджеры примерно 40 международных компаний. Их пытались заинтересовать будущим особой экономической зоны «Титановая долина», которую власти уже несколько лет намереваются разместить под Верхней Салдой. Список участников завораживал: Rolls-Royce, Mitsubishi Heavy Industries, Goodrich, Spirit, Kawasaki, Alenia, Safran и др., не говоря уже о корпорациях Boeing и ВСМПО-АВИСМА — их руководители выступали как бы со стороны хозяев, обещав рассказать о своем СП Ural Boeing Manufacturing (UBM). «Здесь компании с минимальным оборотом $4 млрд в год. Нам интересно, чтобы они разместили в ОЭЗ свои производства, необязательно связанные с переделом титана. Встречи в формате «один на один» с некоторыми гостями проводились и раньше, но такой огромной и статусной делегации на Урале еще не было», — делился впечатлениями с «ДК» один из организаторов.

Для ясности: никакой особой экономической зоны на самом деле еще нет. На сегодня правительство России обеспечило проекту лишь самые первые осязаемые черты: заключило соглашение со Свердловской областью, определило, какие льготы ждут участников ОЭЗ, назначило управляющую компанию. В отеле Hyatt Regency немногочисленные факты о «Титановой долине» излагал Александр Мишарин. Президент подразделения «Boeing Россия и СНГ» Сергей Кравченко отрекомендовал его просто: «губернатор и хозяин этого края».

Губернатор под аккомпанемент переводчицы кратко рассказал о своем крае и перешел к делу. «Резидентам ОЭЗ на первые десять лет предоставляются существенные налоговые льготы. На имущество, транспортный и земельный налоги — 0%, налог на прибыль снижен с 20 до 15,5%, — перечислял он. — Причем резиденты ограждены от неблагоприятных изменений в российском налоговом законодательстве». «Титановая долина», добавил г-н Мишарин, расположена между Верхней Салдой и Нижним Тагилом, в двух часах езды от Екатеринбурга: «Там будет вся необходимая инфраструктура: отели, жилье, больницы, школы. Инфраструктура будет готова к 2013 г. Я надеюсь, первым резидентом станет ВСМПО. Хотя ОЭЗ — это не только титановые изделия. Надеюсь, автомобильная промышленность, энергетические компании, производители сплавов проявят интерес». Приглашенная промышленность всю встречу промолчала.

Между тем г-н Кравченко показал большую заинтересованность в том, чтобы информация дошла до англоговорящих участников презентации в неискаженном виде. Когда губернатор рассказывал о будущем строительстве инфраструктуры, глава «Boeing Россия и СНГ» волевым движением отстранил переводчицу и дальше стал переводить сам.

Инициатива тут же была наказана экзаменом по техническому английскому: следующим вышел выступать советник гендиректора ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин, и он был полон решимости погрузить гостей в тонкости производства титана, вплоть до молекулярного уровня. Г-н Тетюхин сыпал терминами, перебрал регламент на полчаса, и под конец его добровольный переводчик явно слегка устал. Зато Владислав Тетюхин под конец емко выразил все чаяния и опасения потенциальных резидентов. «Титановая долина» — это база для глубокой переработки металла, производства готовых деталей, — заявил он и добавил после паузы: — Если особая зона реально будет создана».

Зато генеральный директор титановой корпорации Михаил Воеводин сыграл на контрасте: был краток и говорил по-английски так, что даже русские понимали его без всякого перевода. Он заверил, что полностью доволен партнерством с Boeing, пояснил, что ВСМПО-АВИСМА ориентирована на снижение расходов (например, отправлять на переплавку стружку, остающуюся после обработки деталей) и сохранение своей доли рынка. В целом встреча дала потенциальным резидентам полную картину титанового производства в Верхней Салде. Но при этом не сняла вопросов к устройству особой экономической зоны.

Джон Берн, директор по управлению цепью поставок, авиационными материалами и конструкциями «Boeing — Гражданские самолеты», уклончиво заявил «ДК», что «прежде чем говорить об инвестициях, нужно увидеть, что происходит на местах». «Зона ведь еще не создана. Я вижу в «Титановой долине» следующие минусы, — добавил он, — месторасположение, климатические условия. И возможно, необходимые затраты на проектировку объектов. Может быть, инженерные работы займут вдвое больше времени, чем в других странах».

В это же время Александр Мишарин выкладывал журналистам цифры: в ОЭЗ должны прийти 20 резидентов. Ожидаемый объем инвестиций — 50 млрд руб., причем только 10 вложит государство, остальное — бизнес. При этом к проектным работам еще не приступили, зона в самом начале развертывания. Все идет к тому, что серьезный бизнес озвучит свои решения ближе к 2013 г. — когда власти построят в ОЭЗ обещанную инфраструктуру.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
22.08.2012 ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» может выйти из проекта ОЭЗ «Титановая долина»

УрБК, Екатеринбург, 22.08.2012. Корпорация ВСМПО-АВИСМА не исключает, что может выйти из проекта «Титановая долина». ...

22.08.2011 «Титановая долина» без титана: «ВСМПО-Ависма» может отказаться от строительства завода в особой экономической зоне

ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» может отказаться от планов по строительству завода по механической обработке штамповок ...

30.03.2011 «Титановая долина»: Boeing не спешит давать гарантий участия

Свердловская особая экономическая зона «Титановая долина» пока так и остается проектом. Топ-менеджеры корпорации ...

29.03.2011 Директор по управлению поставками Boeing Джон Берн: Предлагаемые резидентам «Титановой долины» преференции сопоставимы с условиями особых экономических зон в других странах

УрБК, Екатеринбург, 29.03.2011. По словам представителей Boeing, участие в особой экономической зоне «Титановая долина» ...

29.03.2011 Boeing пока не определился, станет ли компания резидентом особой экономической зоны «Титановая долина»

УрБК, Екатеринбург, 29.03.2011. Boeing пока не определился, станет ли компания резидентом особой экономической зоны ...