Роспотребнадзор: Большинство свердловчан не знают, как защитить свои права по кредитному договору
УрБК, Екатеринбург, 31.03.2011. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области опубликовало результаты исследования общественного мнения «Потребители за честные финансовые услуги».
Свердловчанам было предложено оценить действия банков при оказании финансовых услуг. Анкетирование проводилось в 18 муниципальных образованиях области.
В опросе приняли участие 636 человек в возрасте от 17 лет до 71 года, 515 из которых имели кредитный опыт.
Подавляющее большинство опрошенных — 340 человек — при выборе кредитного учреждения руководствовались советами друзей, родственников, знакомых. 142 человека доверились рекламе в СМИ. Почти половина респондентов (250 человек) признались, что при заключении договора документы они не читали вовсе либо читали невнимательно.
Свердловчане жалуются, что тексты банковских договоров напечатаны неудобным шрифтом (с этим согласились 292 человека). У 359 потребителей банковских услуг из числа опрошенных возникли вопросы и по содержанию документов, при этом ответы и пояснения сотрудников банка устроили только 282 человек, 119 потребителям они показались непонятными. Заемщиков чаще всего не устраивают в условиях кредитных договоров дополнительные комиссии, размеры штрафных санкций, возможность изменения процентной ставки в одностороннем порядке, высокие проценты по кредиту, навязывание услуг по страхованию и так далее. Несмотря на недовольство потребителей содержанием договоров, с требованиями об изменении условий к банкам обращались лишь 96 из 636 участников опроса, требования 27 из них были удовлетворены.
Специалисты в области защиты прав потребителей также выяснили при анализе анкетных данных уровень правовых познаний населения. Оказалось, что 140 участников опроса считают обязательным условием кредитования страхование жизни и здоровья, 233 респондента затруднились с ответом. В обязательности открытия расчетного счета в банке при получении кредита уверено 207 человек, 85 человек не дали ответа на этот вопрос, «нет» ответили 344 человека. Более информированными оказались потребители в вопросах взимания банками комиссий: 428 человек осведомлены, что кредитные организации не вправе требовать с заемщика дополнительных платежей.
Чаще всего свердловчане сталкиваются с нарушениями их прав как потребителей при отказе банков в досрочном погашении кредита, навязывании возмездных услуг по открытию счета при кредитовании, взыскании штрафов банками и коллекторскими агентствами. При этом потребители признаются, что не знают, как защитить свои права по кредитному договору (325 человек). В случае нарушения собственных интересов к юристу обратились бы 249 человек, с иском в суд готовы пойти 211 потребителей, на помощь специалистов Роспотребнадзора рассчитывают 184 человека, 101 — на услуги консультационного центра для потребителей.