Череда банкротств компаний алкогольного холдинга «Омега Групп» продолжается. Вслед за «Омега Спиритс Групп» несостоятельными признаны «Омега Опт Трейдинг», а также несколько алкомаркетов «Магнум». Освободиться от исполнения требований кредиторов, в числе крупнейших из которых — Уральский банк Сбербанка России, пытаются и другие активы холдинга, однако они встречают на своем пути мощное противодействие. Наблюдатели же недоумевают: как получилось, что крупнейшая кредитная организация выдала столько необеспеченных кредитов?
Справедливости ради стоит отметить, что представители алкогольного холдинга не ждут, когда корабль окончательно уйдет под воду. В суде находятся десятки исков той же «Омега Спиритс Групп» о взыскании денежных средств со своих контрагентов — баров, магазинов и других покупателей алкогольной продукции (ресторан «Бордо», бар «Трамплин», «Магазин на ВИЗ-бульваре», кафе «У Вани», «Стомакъ» и многие-многие другие). Все эти требования в суде сочтены обоснованными. По-видимому, компания все же попытается расплатиться с кредиторами, просто ей для этого нужно время.
Уральский банк Сбербанка России помимо непрерывной деятельности по взысканию долгов еще и оспаривает действия ликвидационных комиссий ряда компаний холдинга, среди которых «Омега Опт Трейдинг» и «Омега Групп НТ». Впрочем, налоговые органы и третьи лица, к которым кредитная организация выставляет иски, отклоняют подобные требования, ссылаясь на соблюдение порядка при проведении процедур ликвидации. Свердловский арбитраж пока не вынес своего решения, рассмотрение исков состоится 28 марта и 4 апреля.
Напомним, предприятия холдинга «Омега Групп» кредитуются в Уральском банке Сбербанка России (председатель Правления — Владимир Черкашин) с 2004 года. За это время с банком было заключено 6 кредитных договоров. Среди заемщиков — ООО «Омега Спиритс Групп», ООО «Новые рестораны», сеть алкомаркетов «Магнум», ООО «Омега Опт Трейдинг» и ООО «Золотой резерв». Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным предприятиям «Омега Групп», возникла с апреля 2010 года. В декабре 2010 года ее объем, включая пени и штрафы, по данным Сбербанка, оценивался более чем в 1,3 млрд. рублей.
Арбитражным судом Свердловской области и Октябрьским районным судом Екатеринбурга уже вынесены судебные акты о взыскании с заемщиков и поручителей группы компаний «Омега» свыше 1 млрд. рублей.
Вслед за «Омега Спиритс Групп», которая запустила череду банкротств в июле 2010 года, признано несостоятельным ООО «Омега Опт Трейдинг». 3 февраля текущего года Арбитражный суд Свердловской области ввел в отношении должника процедуру конкурсного производства и назначил конкурсным управляющим Павла Клементьева (НП СРО АУ «Развитие»).
Среди новых эпизодов — банкротство ООО «Алкомаркет «Магнум-5». В отношении него также введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен Вадим Пермикин (НП СРО АУ «Развитие»). Ранее несостоятельными были признаны ООО «Алкомаркет «Магнум», ООО «Алкомаркет «Магнум-4» и ООО «Алкомаркет «Магнум-8».
Уход с рынка одного из крупнейших алкогольных операторов — результат судебных тяжб по искам Сбербанка России, утверждают представители «Омега Групп». В декабре 2010 года руководство Уральского банка Сбербанка России заявляло даже о намерении начать в отношении должника уголовное преследование. В ответ на это представители «Омеги» распространили официальное сообщение, в котором было сказано, что банк в свое время отказал должнику в содействии в погашении кредитов.
«В итоге бизнес «Омега Групп», строившийся более 12 лет, в считанные месяцы был уничтожен, а более 2 тысяч человек потеряли работу», — заявили в компании.
В сложившейся ситуации возникает резонный вопрос: кто виноват? Как получилось, что банк с самой консервативной кредитной политикой раздал столько необеспеченных кредитов? И какова в этом роль руководства кредитной организации в лице председателя Правления Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашина, который, по сути, должен давать одобрение на все крупные сделки? Эти вопросы пока остаются открытыми.
В чем эксперты уверены, так это в том, что судебный скандал скажется на репутации банка и его руководителей.
Антонина Курносенко