«Уральский рабочий» и Елена Мационг: Фактор риска
Революция в Египте может привести к банкротству части туроператоров.
Образцы изобретательности предпринимают сегодня игроки туристического рынка для того, чтобы минимизировать потери на египетском направлении. Как известно, до недавнего времени — одном из самых популярных и массовых. Часть операторов убеждают туристов, забронировавших туры еще до волнений в этой стране, сменить предпочтение и поехать с доплатой, скажем, в Таиланд или на Гоа, где в это время года не менее комфортно. Часть предлагают перенести срок поездки на более позднее время, до того момента, когда ситуация в Египте нормализуется. При этом, как предполагается, деньги до этого времени останутся «замороженными» на счету туристической компании. При этом отдельные, как правило самые богатые и крупные фирмы, чтобы не утратить лояльность клиентов, уже с первых дней беспорядков в Египте заявили, что готовы вернуть все до копейки тем, кто вынужден был отказаться от путевки. Но при этом и они срок выплаты убеждают отложить хотя бы на пару недель.
— Для многих компаний вернуть деньги не проблема — проблема вернуть их одновременно, — отмечает вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько. — Средняя стоимость путевки 17—25 тысяч рублей, в Египте находилось 40—45 тысяч человек из России. Если десятки тысяч туристов массово обратятся с исками в суд, это может перевернуть бизнес любого, даже самого сильного оператора, включая, к слову, и зарубежных. Нужно понимать, что эти деньги не аккумулированы на счетах, они уже перечислены по предоплате перевозчикам, в гостиницы. Поэтому туристические компании прибегают сегодня к различным вариантам договоренности с клиентами. Благо никакой паники нет. Люди понимают: не вернут деньги сегодня — вернут через месяц. Поэтому идет нормальный доверительный диалог, все отлично осознают, в какой сложной ситуации оказались.
При этом Сергей Бузько не исключает, что иски в суд все же будут, но при этом не склонен драматизировать положение. И критически оценивает информацию отдельных экспертов о том, что из-за революции в Египте может разориться каждый четвертый российский туроператор, а общая сумма совокупных убытков составит при этом больше 100 миллионов долларов. По мнению Сергея Бузько, эти данные излишне завышены. «Недополученная прибыль — это еще не потери», — отмечает вице-президент Уральской ассоциации туризма.
Аналитики пока затрудняются в оценках того, во что выльется «египетская тьма» туристическим компаниям на Урале. О совокупной сумме ущерба можно судить разве что по косвенным данным. Так, на момент начала беспорядков там находилось порядка 6 тысяч туристов с Урала (обычно в этой стране отдыхает от 5 до 7 тысяч уральцев). Ротация составляла 7—10 дней, а стоимость путевки около 700 долларов. Часть из туристов вернулась домой до окончании срока действия тура. При этом значительная часть не вылетела в Египет вовсе. Предположительно, это еще не меньше 3—4 тысяч человек. Сумма выплат при самом пессимистическом сценарии может доходить до сотен тысяч долларов в неделю.
Впрочем, отдельные представители туриндустрии смотрят на ближайшую перспективу вполне оптимистично и считают, что ситуация может нормализоваться уже в течение ближайшего месяца. Ибо она невыгодна прежде всего самой принимающей стороне. Как известно, за прошлый год в Египте отдохнуло только из России 2,3 миллиона туристов.
— Я думаю, если политические страсти в стране вскоре улягутся и запрет на работу отелей (с 14 по 28 февраля) будет снят, то их владельцы пойдут даже на то, чтобы снизить на время цены. Поскольку им будет важно в короткие сроки возвратить прежний поток клиентов, — отмечает руководитель одной из туристических фирм Екатеринбурга Инна Аверьянова. — Если этого не случится, то ситуация может принять затяжной характер.
По крайней мере у египтян для корректировки положения в туристической сфере в этом году остается уже не так много времени. Как известно, летом это направление резко теряет свою привлекательность для туристов.
Между тем цены на туры по другим направлениям сегодня в Екатеринбурге уже выросли на 5—15%. И хотя операторы не всегда готовы откровенно признать, что основная причина этого — события в Египте, очевидно, что этот фактор стал все же определяющим.
Ибо до половины прибыли игроки туррынка получают все-таки на массовых направлениях — таких как Египет и Турция (не случайно на них работают до 80 всех операторов), и исключение такого прибыльного сегмента, конечно, побуждает компенсировать хотя бы часть убытков за счет продажи туров в другие страны. Так, уже подорожали путевки на европейское направление — Кипр, Италию, Турцию, в Таиланд и Израиль.
К слову, в Египте по последним данным осталось всего 10 туристов из России — это те, кто не пожелал прервать свой экстремальный отдых, невзирая на политическую ситуацию в этой стране.