Обзор прессы
11.02.2011

«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Недолго музыка играла

Защитники авторских прав возобновили атаку на кинотеатры.

Во вторник Свердловский областной суд принял решение, которое спровоцировало новый виток конфликта между уральскими кинопрокатчиками и общественной организацией «Российское авторское общество».

Читателям «Уральского рабочего» известна предыстория судебной тяжбы, затеянной защитниками авторских прав в июле прошлого года. Представители РАО потребовали от руководителей екатеринбургского кинотеатра «Салют» выплатить вознаграждение авторам музыки к четырем иностранным фильмам. Речь шла о кассовых лентах «Аватар», «Шрэк навсегда», «Ледниковый период 3» и «Мадагаскар 2».

Кинопрокатчики отвергли претензии РАО — в связи с отсутствием доказательств, что эта общественная организация имеет право выступать от имени зарубежных композиторов. Ленинский районный суд согласился с этими доводами и оставил исковое заявление без рассмотрения. РАО опротестовало судебный вердикт, и пока жалоба рассматривалась в областной инстанции, перестало бомбить исками другие кинотеатры региона.

Теперь районный суд обязан рассмотреть заявление истцов по существу, что, без сомнения, прибавило им уверенности.

— Скорее, самоуверенности, — возмущается директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков. — Сейчас РАО начнет обкладывать данью все кинотеатры, и половина из них, особенно в небольших городах, просто не выживет под бременем непомерных расходов.

— Сама идея дополнительно платить композиторам, можно сказать, родом из прошлого века, — замечает Евгений Дедков, руководитель юридической фирмы, представляющей интересы «Салюта» в суде. — Тогда таперам платили за музыкальное сопровождение немых кинолент. Сейчас музыка стала неотъемлемой частью фильма, и композитор получает гонорар как соавтор единого произведения. Далее происходит отчуждение авторских прав в пользу продюсера, который продает готовый продукт прокатчикам. И владелец кинотеатра — то есть площадки, где этот продукт демонстрируется — уже не обязан отдельно выплачивать вознаграждение композитору.

Но законодатель посчитал иначе. Согласно Гражданскому кодексу, авторы киномузыки имеют право на вознаграждение за демонстрацию фильма, где она звучит. Это примерно то же самое, как если бы вы в булочной заплатили за батон, и сверх того — за дрожжи, которые использованы при его выпечке.

Российские кинотеатры платят РАО «за дрожжи» 3% от билетной выручки. В 2009 году общество собрало с них около 100 млн рублей. Сколько из этой суммы выплачено композиторам и сколько досталось посредникам в лице РАО, кинотеатрам неизвестно.

Пока музыкальный налог взимался с отечественных лент, киносети еще терпели, поскольку доля российских фильмов в прокате невелика. Но когда защитники авторских прав протянули руки к иностранным картинам, киношники встали на дыбы.

Во-первых, именно «Аватары» и «Шрэки» в основном и держат на плаву сеть кинотеатров. Лишившись существенной доли доходов, многие из них пойдут ко дну. А как раз сейчас деньги кинотеатрам нужны позарез: на переоборудование залов под цифровой показ. Еще полтора-два года — и фильмы перестанут выходить в прокат на пленке. Кто не успеет переоснаститься под новый формат — с вещами на выход.

Во-вторых, прокатчиков покоробила абсурдность ситуации. Ни один из западных композиторов не предъявлял никаких претензий на авторские отчисления от российского кинопроката, а наши общественники из кожи вон лезут, чтобы содрать с отечественного кинозрителя лишний рубль в пользу заокеанской киноэлиты.

— Это еще вопрос, в чью пользу старается РАО, — говорит Евгений Дедков. — Договоров с иностранными композиторами о том, что общество представляет их интересы, у наших оппонентов нет. В иске к кинотеатру «Салют» обозначены только фамилии зарубежных создателей киномузыки, ни гражданство, ни место жительства их не указано. Допустим, суд решил взыскать с кинотеатров требуемую сумму. Дойдет ли она до тех, кому предназначена? И в каком размере? Каким будет «вычет расходов за взыскание», который посредники оставляют себе? Все эти вопросы повисают в воздухе. Зато совершенно ясно, почему так рьяно РАО бьется за права заокеанских кинотворцов: манит сладкий запах многомиллионного денежного пирога.

Прошлогоднее решение Ленинского районного суда в некоторой степени охладило представителей РАО. У кинопрокатчиков, напротив, появилась надежда, что им удастся отбить атаку взыскателей. Но областной суд вернул противников на исходную позицию.

Сергей Федяков готов дать бой оппонентам. За его спиной — руководители кинотеатров области, которые его поддерживают. Да и все российские киносети, следящие за исходом процесса. Многие из них уже заплатили РАО: кто по 3%, кто поменьше — по особой договоренности со взыскателями.

А директор киноконцертного театра «Космос» Галина Писулина очень надеется на Владимира Путина. Недавно премьер общался с директором сообщества «Киноальянс» Леонидом Огородниковым, который с цифрами в руках доказал, что необходимо снизить авторские отчисления иностранным композиторам. Хватит и 0,3%, тем более, что заокеанские творцы киномузыки и этого не требуют. Зато российский зритель и впредь сможет смотреть фильмы не только по телевизору, но и в кинотеатрах.

Кстати, из российских композиторов договоры об авторских выплатах с уральскими кинопрокатчиками заключили всего трое не слишком известных музыкантов. Кинотеатры заплатили требуемую сумму (не слишком, к слову, значительную). Но когда при участии одного из этих взыскателей в прокат вышел очередной фильм, екатеринбургские кинотеатры отказались его брать. И композитор тут же отказался от претензий на дополнительные выплаты, поскольку счел моральные и материальные потери от бойкота более значительными.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
24.08.2012 РАО: творчество без прав

На сегодняшний день защита авторских прав все еще остается мечтой правообладателей ...

03.08.2012 Конфликт между РАО и ЕМУП «Кинотеатр «Салют» продолжается

УрБК, Екатеринбург, 03.08.2012. Суд продолжает рассмотрение дела ЕМУП «Кинотеатр «Салют» против Российского авторского ...

10.02.2012 ЕМУП «Кинотеатр «Салют»: РАО намеренно дезинформирует общественность относительно позиции кинотеатров

УрБК, Екатеринбург, 10.02.2012. «РАО намеренно дезинформирует общественность относительно позиции кинотеатров в ...

16.01.2012 Кинотеатр «Салют» добился освобождения от выплат вознаграждений композиторам, чья музыка использовалась в кинофильмах, демонстрировавшихся в 2008–2009 годах

УрБК, Екатеринбург, 16.01.2012. Кинотеатр «Салют» отстоял свое право не оплачивать авторские вознаграждения ...

02.08.2010 Прокуратура разрешила свердловским кинотеатрам не платить «авторские»

Свердловское региональное управление Российского авторского общества может оказаться вне закона. ...