Туристический бизнес нашел новый способ побыстрее выйти на докризисные показатели. За полгода до зимних праздников среди уральцев был успешно распущен слух о небывалой дороговизне путевок на предстоящие главные праздники года и одновременно их вероятном дефиците. В результате значительное количество туров было раскуплено еще за два месяца до Нового года по максимальной стоимости. Сегодня представители турбизнеса подводят итоги искусственно созданного ажиотажа и не скрывают: фокус удался.
Лидерами продаж в ушедшем 2010 году традиционно стали страны с развитой индустрией пляжного отдыха. Именно этот сегмент в течение нескольких недель был центром притяжения для уральцев.
Наиболее популярной страной в этот раз стал Таиланд, более доступный по ценам, чем в предыдущие годы, и гарантирующий хорошую погоду. Теплее, чем обычно, было и в Египте, и даже известные проблемы с закрытием пляжей в Шарм-эль-Шейхе не испортили показатели туроператоров. Объединенные Арабские Эмираты пользовались также большим спросом, при этом сразу после праздников цены на отдых упали чуть ли не в два раза.
Реже екатеринбуржцы стали летать в Китай. В спросе на путевки свою отрицательную роль в основном сыграла цена. Зато продажи туров на Бали и в Гоа остаются на уровне.
«Индия была несколько дороже Египта. За 40–50 тыс. рублей можно было отдохнуть на острове Бали», — вспоминает специалист по работе с клиентами ООО «Туристическая фирма «Бархатный сезон» Роза Валиева.
Общее увеличение количества туристов в этом году составило, по мнению участников рынка, около 15–20%. Кто-то связывает это с тем, что кризис уходит, кто-то — с усиленно культивировавшимся с осени мифом о том, что количество путевок будет сильно ограничено, как следствие, вырастет спрос на продукт со стороны населения, а значит, и покупать туры надо быстрее, не оглядываясь на цены.
«Поскольку осенью был создан миф о том, что путевок будет мало, их начали раскупать за 2–3 месяца до Нового года. Тогда цены были достаточно высокими, но туры хорошо продавались. Однако в этом сезоне операторы предоставили больше путевок, поэтому их можно было купить еще буквально за 2 недели до праздников и уже гораздо дешевле», — сказала директор туристической компании «Зима-Лето» Ольга Гуляр.
Кстати, продавцы туров признают, что непосредственно перед Новым годом стоимость отдыха за рубежом была ниже, чем, скажем, в октябре.
Что же касается проблем, то специалисты в первую очередь вспоминают как разовые, так и систематические проблемы с авиаперевозчиками. По словам директора компании «Инна тур» Инны Аверьяновой, при отмене рейса в Табу из-за недобора (30 пассажиров из требуемых 200) люди были переправлены в Москву.
«В связи с коллапсом в столичных аэропортах, где людям приходилось ждать сутками, 9 человек приняли решение не лететь, деньги им возвращены», — сказала Инна Аверьянова.
Напомним, проблемы с вылетом из столичных аэропортов Домодедово и Шереметьево начались 25 декабря, когда в Москве и области прошел ледяной дождь.
Впрочем, и здесь уральцам повезло. Туроператоры напоминают, что жители региона в массе своей предпочитают прямые рейсы из Екатеринбурга, а значит, число вынужденно задержавшихся в Москве было минимально.
Что же касается изменения стоимости отдыха, то здесь хороших новостей для турбизнеса немного.
«Люди все более экономно относятся к отдыху. Главным критерием для выбора тура до сих пор остается цена. Если раньше туристы могли потратить и 500 тыс. рублей, то теперь они стараются сэкономить. Даже VIP-туристы стали тратить заметно меньше. Безумных трат уже нет», — сожалеет директор компании «Инна тур» Инна Аверьянова.
Валентина Попова