Статьи
06.12.2010

Большой футбол в Екатеринбурге: пройдет ли время малахитовых сувениров?

Фотография вязта с сайта http://community.livejournal.com/museums_ru/68050.html Екатеринбургский рынок сувенирной продукции может сменить вектор развития. Благодаря возможности проведения в уральской столице чемпионата мира по футболу 2018 года производители магнитов, кружек и малахитовых шкатулок наконец-то смогут сделать шаг вперед, найдя новые творческие решения. Правда, действующие лидеры отрасли полагают, что существенных изменений в этой сфере не предвидится, и рассчитывают на новые механизмы монополизации.

Как известно, для производителей и продавцов сувенирной продукции в период проведения международных мероприятий действуют определенные правила, жестко регламентирующие всю работу. Колобков, медведей, соболей и других российских народных символов с надписью «ЧМ-2018» в период чемпионата изготавливают и продают эксклюзивные дистрибьюторы. И их отбором занимается непосредственно FIFA.

Более свободны в этой ситуации компании, занимающиеся выпуском продукции с региональной и городской символикой. В преддверии любого крупного мероприятия производители «сувенирки» ожидают повышенного спроса на свой товар и готовятся как следует. При этом серьезной регламентации рынка нет: превалирует малый бизнес и несколько крупных компаний, традиционно выигрывающих тендеры и конкурсы на производство информационной продукции. К счастью, изделий местного производства пока в продаже значительно больше, чем их китайских аналогов.

«Скоро будут подводиться итоги очередного конкурса сувенирной продукции «Наш Екатеринбург», в котором приняли участие 29 предприятий. Было заявлено дополнительно к ассортименту более 150 наименований продукции. Это работа плановая. А к ЧМ-2018, конечно, будут внесены коррективы, но в целом у нас уже в течение 7 лет идет планомерная работа, которая позволяет говорить о том, что все производители сувенирной продукции в нее втянуты. Сейчас их география расширяется: Китай, Москва и так далее», — рассказал УрБК директор МУП «Столица Урала» Евгений Тулисов.

По его словам, на сегодняшний день рынок сувенирной продукции развит ровно настолько, насколько требует от него спрос. В Екатеринбурге действует порядка 50 киосков распространения сувенирной продукции и порядка 10 — узкоспециализированных, которые посвящены только уральской столице.

«Конечно, на каждом углу, как в мировых центрах, мы пока не можем увидеть розничные точки, но основные потребности сейчас закрываются. Кроме того, мы стараемся увеличивать покрытие. Камнерезная продукция — достаточно традиционный вид, он и так хорошо развивается. Мы сосредоточились на информационных материалах: мультимедиа, программном обеспечении, металлопластике», — отметил Е. Тулисов.

Правда, особых достижений в освоении современных технологий у муниципального предприятия пока нет. В электронной версии достопримечательностей Екатеринбурга для iPhone фигурируют только несколько «наиболее важных»: Храм на Крови, монастырь на Ганиной Яме и могилы городских криминальных авторитетов на Широкореченском кладбище.

Того, что городской рынок сувенирной продукции пока не соответствует уровню туристического центра, не скрывают и в городской администрации. По словам вице-мэра Виктора Контеева, традиционно большой популярностью пользуются изделия из камня. Поэтому именно каменный ассортимент представлен наиболее широко.

«Думаю, что международному уровню рынок еще не отвечает, нам есть над чем работать. Каменные сувениры у нас очень высокого уровня. А вот широты ассортимента очень не хватает. Кстати, для предпринимателей это непаханое поле для деятельности: разрабатывать эскизы, налаживать производство и развивать бизнес», — подчеркивает чиновник.

Ряд наблюдателей опасаются, что нынешняя фактическая монополия нескольких игроков может быть закреплена юридически. К чемпионату мира те или иные организации могут получить эксклюзивное право на реализацию сувенирной продукции под брендом «Екатеринбург» и отпугнуть тем самым львиную долю конкурентов. Впрочем, не ясно, станет ли сувенирный бизнес более интересным для представителей малого предпринимательства.

Екатеринбург — не туристическая зона, сюда практически никто не приезжает отдыхать или развлекаться, считают предприниматели. Поэтому и сверхзадач по развитию рынка нет; как следствие, стоимость продукции слишком высокая, и выпускается она небольшими тиражами.

«У нас засилье уродливых каменных шкатулок, которые давно никому не интересны, да и качество их оставляет желать лучшего. Нет разнообразия: только кружки, календари, тарелочки. Ну кому это надо? Ведь можно сделать что-то из бересты, продавать расписные подносы, шапки-ушанки. Пока же и самого простого, тех же открыток с изображениями города, нет, а если есть, то это, как правило, разного рода церкви и храмы. Был бы спрос — изменилось бы и предложение. Надеюсь, ЧМ-2018 оживит рынок», — полагает директор РА «АРТ Медиа» Андрей Железнов.

Впрочем, в администрации Екатеринбурга напоминают, что вопреки ожиданиям спросом на прошлых международных мероприятиях, в частности — саммитах ШОС и БРИК, пользовались именно каменные сувениры, а также шоколад с городской символикой и фильмы-путеводители. Правда, возможно, что ничего другого иностранным гостям просто не предлагали.

Итак, все заинтересованные структуры готовы к приходу на рынок новых участников с конкурентоспособной продукцией. При этом сам по себе рынок меняться не готов. Не исключено, что благодаря всей совокупности этих факторов через 8 лет Екатеринбург перед мировой общественностью вновь предстанет с набором малахитовых шкатулок и магнитов с изображением Храма на Крови. А если повезет, то и с шапками-ушанками.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.01.2013 Каждому партнеру по леденцу: конкуренция на рынке бизнес-сувениров продолжает расти

Нынешний предновогодний период показал, что конкуренция на рынке сувенирной продукции продолжает ужесточаться ...

25.04.2012 Уральские сувениры: навстречу «ЭКСПО» с малахитовой шкатулкой

Уральские сувениры: навстречу «ЭКСПО» с малахитовой шкатулкой ...

18.04.2012 Администрация Екатеринбурга призвала PR-специалистов содействовать созданию позитивного имиджа города

Администрация Екатеринбурга в лице МБУ «Столица Урала» призвала откликнуться PR-специалистов, дизайнеров, копирайтеров, ...

18.04.2012 Администрация Екатеринбурга призвала PR-специалистов принять участие в создании позитивного имиджа города

УрБК, Екатеринбург, 18.04.2012. Администрация Екатеринбурга в лице МБУ «Столица Урала» призвала откликнуться ...

29.07.2009 В августе — октябре 2009 года в ОАО «Русь-Банк-Урал» пройдет акция с вручением сувенирной продукции от системы денежных переводов UniStream

УрБК, Екатеринбург, 29.07.2009. С 1 августа по 31 октября в ОАО «Русь-Банк-Урал» проводится акция с вручением ...