«РБК daily» и Сергей Колобков: Минэкономразвития проверит ценообразование на авиаперевозки
Правительство пытается разобраться в обоснованности цен на авиабилеты. Скорее всего, за высокие тарифы авиакомпаний ответят аэропорты. Как стало известно РБК daily, Минэкономразвития, ссылаясь на поручение премьера Владимира Путина, запросило у всех перевозчиков информацию о размере аэропортовых сборов, цене топлива, случаях нежелания аэропортами предоставлять перевозчикам слоты. Эти материалы могут лечь в основу правительственного совещания.
Чиновники не первый год пытаются разобраться, почему летом стоимость билетов у российских и западных перевозчиков различается в разы. В середине прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев пообещал проверить систему формирования цен на авиабилеты и разобраться с непрозрачной системой такс и сборов, невозможностью вернуть некоторые виды билетов и т.д. Но пока ведомству удалось только запретить перевозчикам продавать «невозвратные» билеты, так как это не соответствует нормам Воздушного кодекса России. По остальным обвинениям ФАС авиакомпании сослались на низкую рентабельность своего бизнеса и высокие издержки — аэропортовые сборы и цену топлива.
Теперь эту информацию у авиакомпаний запросило Минэкономразвития. Согласно письму министерства (его копия имеется в распоряжении РБК daily), его чиновников интересует три вопроса. Первый касается случаев нарушения процедуры согласования слота. Второй — стоимость авиакеросина «в крыло» с учетом скидок. Третий — размеров аэропортовых сборов, затрат на наземное обслуживание и аэронавигацию. Еще одним письмом МЭР запросило у двух российских низкобюджетных перевозчиков данные о том, что им мешает работать на российском рынке. «Просим направить информацию о существенных различиях в ценообразовании и государственном регулировании на рынке low-cost-перевозок в Европе и России», — отмечается в письме.
В МЭР не стали комментировать, зачем ведомству понадобились эти данные. В аппарате премьер-министра РБК daily пояснили, что ведомства ведут подготовку к совещанию с участием премьер-министра по вопросам аэропортовой деятельности, дата которого еще не назначена.
«Проблемы низкобюджетных авиакомпаний в России заключаются в невозможности снизить издержки до уровня, достигнутого такими авиакомпаниями за рубежом, несмотря на существенно более высокую стоимость труда в развитых странах», — отмечает глава авиакомпании Sky Express Марина Букалова. Источник этого в несовершенстве правового регулирования (режим труда и отдыха пилотов, таможенные пошлины на импорт воздушных судов и запчастей, долгая процедура таможенного оформления и т.д.), отмечает она в ответе в МЭР.
Также г-жа Букалова говорит о том, что в России предоставление аэропортовых услуг по факту является монопольным, а операторы аэропортов находятся по большей части в государственной собственности. По словам гендиректора авиакомпании «Авиаnova» Владимира Горбунова, само желание властей разобраться в этих вопросах уже большой шаг для развития внутреннего рынка авиаперевозок.
Но с этими проблемами сталкиваются не только низкобюджетные перевозчики. К примеру, аэропорту Петропавловска невыгодно сертифицировать полосу под прием иностранных экономически эффективных судов. Дело в том, что заправить Ил-96, потребляющий 8,5 т топлива в час, выгоднее, чем экономичный зарубежный лайнер. Ведь на 8,5 часа полета получается разница 34 т топлива по 32 тыс. руб. (при этом в Москве цена топлива составляет 17 тыс. руб.).