«Коммерсантъ», Игорь Лесовских и Мария Плюснина: «Турецкие авиалинии» налетали на прокуратуру
Как стало известно «Ъ», Свердловская транспортная прокуратура начала проверку исполнения воздушного законодательства «Турецкими авиалиниями». Поводом послужил тот факт, что пассажиры рейса Стамбул—Екатеринбург в минувший понедельник вынуждены были добираться домой железнодорожным транспортом из Уфы, куда из-за погодных условий приземлился самолет перевозчика. В «Турецких авиалиниях» считают, что все обязательства перед пассажирами были выполнены в полном объеме.
Самолет «Турецких авиалиний» по маршруту Стамбул — Екатеринбург по расписанию должен был прибыть в екатеринбургский аэропорт «Кольцово» в понедельник, 29 ноября в 6 часов утра. Однако экипаж воздушного судна отказался от посадки из-за сложных метеоусловий (шел снегопад) и приземлился на аэродром в Уфе. «Когда мы приземлились, нас стали настойчиво выпроваживать из салона самолета. Представители перевозчика сообщили, что уже выгружают багаж, и лучше, чтобы пассажиры перешли в здание аэропорта. В итоге в самолете остались только около шести-семи человек, в основном бизнесмены, которые улетели вместе с самолетом обратно в Стамбул, а уже потом вернулись в Екатеринбург», — рассказал «Ъ» один из пассажиров Виктор Грищенко. По его словам, часть пассажиров за свой счет стали добираться до Екатеринбурга на маршрутках. «Спустя три-четыре часа нам подали автобусы, и на них повезли в пункт назначения. Однако, провозив нас в автобусе в общей сложности часов шесть из-за пробок на дороге, всех вернули в Уфу, где представители авиакомпании купили плацкартные билеты на поезда до Челябинска и Екатеринбурга», — сообщил господин Грищенко. Он также отметил, что за время пребывания в Уфе пассажиров не размещали в гостиницах и не организовывали им горячее питание. В результате пассажиры вернулись в Екатеринбург лишь во вторник.
Свердловская транспортная прокуратура начала проводить по данному факту проверку. «Заявлений от пассажиров задержавшегося рейса не поступало. Однако органы прокуратуры имеют право провести соответствующие проверки без заявлений, что нами и было сделано», — пояснил «Ъ» свердловский транспортный прокурор Максим Гришаев. По его словам, в представительство авиакомпании уже направлен официальный запрос. «Сейчас для нас важно выявить точную причину того, почему экипаж не совершил посадку в «Кольцово». Кроме этого, мы проверим все действия перевозчика на соответствие федеральному законодательству, где четко прописано, как вести себя в подобных нестандартных ситуациях — это и организация питания, обеспечение жильем и так далее», — рассказал Максим Гришаев. Как отмечают в прокуратуре, по результатам проверки будут приняты меры реагирования — либо протесты, либо административное наказание для перевозчика. «Для уточнения всех деталей мы бы просили пассажиров этого рейса обратиться в транспортную прокуратуру, чтобы они смогли дать объективную оценку действиям перевозчика. К тому же, если нарушения будут выявлены, пассажиры смогут получить компенсацию», — отметил прокурор. Стоит отметить, что по данным аэропорта «Кольцово» в понедельник утром несколько рейсов других авиакомпаний также ушли на запасные аэродромы, однако к обеду понедельника совершили посадки в Екатеринбурге.
В екатеринбургском представительстве «Турецких авиалиний» подчеркивают, что посадка в Уфе была проведена в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации. «Все пассажиры были оповещены о причине отмены рейса и размещены в гостиницах, обеспечены питанием, а также возможностью поменять дату вылета или сделать полный возврат билета. В связи со сложившейся обстановкой были предприняты все необходимые меры, расходы по осуществлению которых компания полностью взяла на себя», — заявили в представительстве компании.
За последний месяц это уже второй случай отказа пилотов зарубежных авиакомпаний из-за погодных условий сажать самолет в аэропорту «Кольцово». Так, 20 ноября на сутки опоздал рейс из Дубая авиакомпании Fly Dubai, пилоты которого, сославшись на плохой коэффициент сцепления с полосой, ушли на запасной аэродром в Самаре. Пассажиры, следовавшие этим рейсом, прилетели в Екатеринбург лишь 21 ноября. Как рассказала «Ъ» уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, к ней поступили жалобы от них, и сейчас она «изучает ситуацию».