Обзор прессы
10.11.2010

«Коммерсантъ», Алексей Охлопков и Сергей Антонов: «Автоленд» ознакомили с правами потребителя

Вчера свердловский арбитраж приступил к рассмотрению иска «Автоленда Север», который оспаривает штраф, наложенный свердловским управлением Роспотребнадзора за нарушение автодилером прав потребителей. По мнению ведомства, компания незаконно включала в договоры с клиентами условие об освобождении от ответственности за нарушение сроков поставки машины. В «Автоленде» настаивают, что заключали с клиентами лишь предварительные соглашения, на которые не распространяется действие закона о защите прав потребителей.

С жалобой на ООО «Автоленд Север» в Кировский районный отдел управления Роспотребнадзора по Свердловской области обратилась клиентка автосалона Екатерина Евстехина. В мае 2009 года она заключила с автосалоном соглашение, по которому «Автоленд Север» обязался поставить автомобиль Ford до 30 июня. «Однако автомобиль я так и не смогла получить, несмотря на то, что внесла за него полную стоимость в размере 760 тыс. рублей», — рассказала она. В итоге, по ее словам, из-за действий «Автоленда» она потеряла 200 тыс. рублей — платежей по кредитам и страховке, а также судебные издержки (вернуть уплаченную сумму за автомобиль, по словам госпожи Евстехиной, она смогла лишь в мае 2010 года).

Роспотребнадзор возбудил в отношении «Автоленда Север» дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.8 КоАП. По мнению ведомства, «Автоленд Север» включил в соглашение с Екатериной Евстехиной три условия, противоречащих закону о защите прав потребителей: об освобождении автодилера от уплаты неустойки на случай, если автомобиль не будет поставлен в срок по вине автопроизводителя; о праве автодилера расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если клиент в течение 5 дней после его уведомления не явится или откажется от заключения договора купли-продажи автомобиля (при этом неустойку должен выплатить клиент) и о рассмотрении возникающих между автосалоном и автодилером споров только в предусмотренных соглашением судах (Кировский районный суд Екатеринбурга и арбитражный суд Свердловской области). Роспотребнадзор потребовал исключить эти пункты из типового соглашения и назначил «Автоленду Север» штраф в размере 10 тыс. рублей.

Автодилер решение надзорного ведомства оспорил: первая инстанция арбитражного суда удовлетворила его иск, сославшись на то, что «Автоленд Север» заключил с госпожой Евстехиной лишь предварительное соглашение на поставку автомобиля, а договор купли-продажи заключен так и не был (в сентябре 2009 года стороны расторгли предварительное соглашение). Однако 31 августа Семнадцатый арбитражный суд вернул дело на новое рассмотрение, отметив, что положения закона о защите прав потребителей распространяются и на предварительные соглашения. Вчера Свердловский арбитражный суд вновь рассмотрел дело в предварительном заседании, назначив основное заседание по делу на 3 декабря.

Директор Уральской ассоциации предприятий автомобильного бизнеса Валентин Антропов добавляет, что заключение предварительных соглашений и договоров поставок «является распространенной практикой»: большинство автосалонов в устной беседе обещают клиентам доставить автомобиль в течение месяца, однако прописывают в соглашениях с покупателями, что автомобиль может быть доставлен в течение 365 дней с момента заключения договора. И это «объективная необходимость», подчеркивают авторитейлеры. Исполнительный директор «Уралфрансавто» Григорий Балакин: «Есть множество причин, по которой машина может не прийти в срок. Например, сейчас из-за кризиса разорилось множество перевозочных компаний, поэтому не хватает автовозов, доставляющих автомобили из Москвы в Екатеринбург. А один день просрочки поставки — это штраф в 1% от суммы внесенного задатка. Это огромные деньги для дилеров». Впрочем, по словам директор ООО «Восточный ветер» Александра Катнова, заключение таких соглашений, скорее, связано с кризисом, и ситуация уже постепенно меняется: «Столь жесткие условия в договоре с клиентом могут негативно сказаться на репутации автодилера, так как конфликты с клиентами часто становятся публичными. Поэтому многие автосалоны начинают отказываться от такой практики. Например, мы, если не можем поставить автомобиль клиенту в оговоренный срок, предлагаем заключать дополнительные соглашения, предусматривающие снижение конечной стоимости автомобиля».
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
04.03.2011 Роспотребнадзор: В 2010 году жители Екатеринбурга жаловались на ООО «Автомобильный центр «Вольф», ЗАО «Альфа Моторс» и ООО «Автоленд Север»

УрБК, Екатеринбург, 04.03.2011. В 2010 году в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ...

10.11.2010 «Коммерсантъ», Алексей Охлопков и Сергей Антонов: «Автоленд» ознакомили с правами потребителя

Вчера свердловский арбитраж приступил к рассмотрению иска «Автоленда Север», который оспаривает штраф, наложенный ...

17.09.2009 Кировский районный суд Екатеринбурга частично удовлетворил иски двух клиентов ООО «Автоленд-Север», связанные с возмещением денежных средств и морального вреда за не поставленные автомобили Ford

УрБК, Екатеринбург, 17.09.2009. Кировский районный суд Екатеринбурга частично удовлетворил иски к ООО «Автоленд-Север» ...

17.09.2009 «Коммерсантъ» и Ирина Русакова: «Клиенты «Автоленда» продолжают судиться с автосалоном»

Кировский райсуд города Екатеринбурга частично удовлетворил иски к ООО «Автоленд-Север» (официальный дилер Ford, Land ...

11.09.2009 Кировский районный суд Екатеринбурга продолжает рассмотрение исков клиентов компании «Автоленд», связанных с возмещением денежных средств и морального вреда за непоставленные автомобили Ford

УрБК, Екатеринбург, 11.09.2009. Кировский районный суд Екатеринбурга рассмотрит сегодня иск Чернышева А.Г. к ООО ...