Статьи
28.09.2010

Свердловские депутаты вернулись с каникул с лоббистскими настроениями и iPad`ами

Депутаты свердловской Облдумы открыли новый парламентский сезон 2010—2011 гг. На первом же заседании народные избранники взялись за сложные экономические вопросы, не оставив себе времени на раскачку, тем более что проект бюджета уже на подходе. Летние каникулы, судя по всему, большинству депутатов удались на славу, и сил на законотворчество накопилось достаточно.

Сегодня утром в зале заседаний собрались практически все. Не было только коммуниста Владимира Конькова — «по причине продолжающегося отпуска». Абсолютное большинство депутатов успели получить ровный бронзовый загар естественного происхождения, а также обзавестись последними достижениями IT-индустрии.

Депутаты из «Единой России» увлеченно изучали недавно приобретенный iPad, пока не лицензированный к продаже в РоссииДепутаты из «Единой России» увлеченно изучали недавно приобретенный iPad, пока не лицензированный к продаже в России
Депутаты из «Единой России» увлеченно изучали недавно приобретенный iPad, пока не лицензированный к продаже в России

Последовать всероссийской моде на продукцию Apple поспешил даже ранее не замеченный в тяге к новинкам депутат от «Единой России» Виктор Бабенко. С утра в Заксобрание он принес с собой iPad. Аксессуаром активно интересовались коллеги по партии. Поэтому большую часть заседания сидящие рядом с Виктором Бабенко депутаты были заняты iPad'ом, а не законопроектами.

Первый планшетник появился и во фракции ЛДПР, но кроме его счастливого хозяина, Олега Жилина, стильным гаджетом никто не заинтересовался. Все жаждали законотворчества. Тем более что повестка заседания обещала много интересных тем для дискуссий.

Новый аксессуар Олега Жилина не вызвал интереса у соратников по партииНовый аксессуар Олега Жилина не вызвал интереса у соратников по партии
Новый аксессуар Олега Жилина не вызвал интереса у соратников по партии

Одним из первых решили рассмотреть вопрос изменения закона «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области».

Поправки, инициированные региональным правительством, касаются предприятий (кроме филиалов и реорганизованных компаний), зарегистрировавшихся на территории области с 1 января 2010 года. Для таких организаций предусматривается полное освобождение от уплаты налога в части, которую бизнес уплачивает в региональный бюджет. С учетом платежей в бюджет федеральный речь идет о снижении налога с 18 до 13,5% в течение 5 лет с момента создания.

Ожидается, что из-за этих нововведений из регионального бюджета в 2011 году выпадет порядка 350 млн. рублей. Но в случае прихода новых компаний эти потери компенсируются, и последующие доходы к 2015 году, по прогнозам Минэкономики, должны составить 8 млрд. рублей.

Еще до вынесения на Думу законопроект стал известен как личная протекция свердловской администрации созданной в прошлом месяце руководством ОАО «РЖД» Второй грузовой компании.

Депутаты, собравшиеся на первое заседание нового сезона, всем своим видом показывали, что по работе они соскучилисьДепутаты, собравшиеся на первое заседание нового сезона, всем своим видом показывали, что по работе они соскучились
Депутаты, собравшиеся на первое заседание нового сезона, всем своим видом показывали, что по работе они соскучились

Сегодня эту информацию подтвердили открыто и сами парламентарии, и представители правительства. В ходе дискуссии об однобокости и юридической несостоятельности документа все тот же Виктор Бабенко заявил коллегам-оппозиционерам: «Ну не откроется эта компания здесь, откроется в другом месте — кому лучше-то от этого станет? Ну и что, что лобби губернатора? Подумаешь... Спасибо за это ему!»

Впрочем, идея категорически не понравилась коммунистам. По словам Георгия Перского, неизбежны конфликтные ситуации, связанные с массовой перерегистрацией организаций. Кроме того, изменения в законе ущемляют интересы малого и среднего бизнеса, оказавшегося в стороне от налоговых льгот (минимальный размер капитала устанавливается в размере 10 млн. рублей). А для крупных финансовых структур остается доступной схема, при которой все финансовые потоки будут проходить мимо региональной инфраструктуры и окажутся в итоге в офшорных зонах.

«Сам премьер Путин заявил, что сейчас не время для снижения налогов!» — напомнил Георгий Перский коллегам из «Единой России».

Однако призыв услышан не был. Лев Ковпак убедил коллег поддержать идею, поделившись с ними своими знаниями об офшорах.

Лев Ковпак объяснил коллегам, как нужно вести бизнес в офшорахЛев Ковпак объяснил коллегам, как нужно вести бизнес в офшорах
Лев Ковпак объяснил коллегам, как нужно вести бизнес в офшорах

«Многие с бизнесом не сильно связаны, поэтому я поясню. Люди на развитие бизнеса берут обычно кредиты, поэтому банки этим компаниям не дадут вывести капитал из региона. И еще: вы сначала разберитесь с офшорами, там не так уж все выгодно, как вам кажется», — авторитетно и со знанием дела заявил коллегам Лев Ковпак.

И к нему неожиданно прислушались. Про офшорные деньги говорить перестали, а вернулись к конкретным потребителям новой льготы. Андрей Альшевских предположил, что будет несправедливо оставить без налоговых преференций предприятия, которые в сложные кризисные годы вытягивали область, а поддержать только новичков. Он напомнил, что ровно год назад аналогичную поддержку область оказала аэропорту Кольцово в обмен на интенсивное развитие. Но отдачи от расширения аэропорта коммунист пока не заметил.

В конце концов председатель бюджетного комитета Владимир Терешков напомнил, что поправки в документ еще можно внести ко второму и третьему чтению. Тогда можно будет учесть и интересы малого бизнеса, и уточнить экономическую обоснованность проекта. Поэтому в первом чтении голосовали практически единодушно: 23 голоса за поправки, 3 — против.

Однако закрыть тему предстоящего прихода в область Второй грузовой компании с первого раза не удалось. Во время обсуждения поправок в закон «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и.о. министра экономики Виталий Недельский сам признался, что документ готовился под нового игрока.

Виталий Недельский упорно убеждал депутатов в том, что железнодорожная логистика — золотое дно для бюджета Свердловской областиВиталий Недельский упорно убеждал депутатов в том, что железнодорожная логистика — золотое дно для бюджета Свердловской области
Виталий Недельский упорно убеждал депутатов в том, что железнодорожная логистика — золотое дно для бюджета Свердловской области

«Сейчас действует 50-процентная льгота на налог на имущество для организаций, осуществляющих модернизацию средств производства. Мы хотим продлить эту норму с 2011 года до 2015 года, поднять льготу до 100%, а также включить в перечень организаций производителей железнодорожных вагонов», — заявил чиновник.

По его словам, в результате изменений региональный бюджет сначала потеряет более 1 млрд. рублей, зато потом получит доход в размере 2—5 млрд. рублей. Причем 1,2 млрд. якобы будут приходиться именно на налоги ВГК, имеющей в арсенале более 160 тыс. грузовых вагонов. Именно вагоны и их передвижение, по мнению министерства экономики, являются залогом будущего процветания области.

Но тут не сдержались даже единороссы. После нескольких выступлений об отраслевом лоббизме со стороны правительства и коррумпированности закона в разговор вступил Николай Воронин.

«А если через три года аналогичную льготу введет другой регион и предприятие решит уйти туда? Мы останемся ни с чем?» — поинтересовался он.

Виталий Недельский понял вопрос слишком буквально: «Ну, как вы себе представляете — разобрать кирпич и переехать? Недвижимое имущество так просто в другой регион не перевезешь».

Неожиданно в поддержку правительства выступил депутат от ЛДПР Олег Жилин. Речь его подкупала откровенностью.

«А я рад этому лоббизму. У меня щебеночный завод простаивает из-за отсутствия грузовых вагонов. И дай бог, чтобы у нас было больше грузовых вагонов, особенно люковых!» — заявил он, явно сожалея о том, что конкретно про дефицитные люковые вагоны в законопроекте нет ни слова.

После такого пассажа скрывать происхождение налоговых преференций для железнодорожной логистической компании уже, видимо, стало неприличным, и сторонники законопроекта предложили другие мотивы голосовать «за».

«Да, лоббизм. У нас вон при прежнем губернаторе вообще предлагали должность лоббиста ввести. Ну так давайте лоббировать! А потом уже будем спрашивать», — предложил Максим Иванов и попросил наконец перейти к голосованию.

Трех месяцев каникул хватило депутатам для того, чтобы вновь обрести здоровый румянец и эффектный загарТрех месяцев каникул хватило депутатам для того, чтобы вновь обрести здоровый румянец и эффектный загар
Трех месяцев каникул хватило депутатам для того, чтобы вновь обрести здоровый румянец и эффектный загар

В итоге первое чтение законопроект преодолел с 22 голосами «за» и 3 — «против».

Впрочем, даже после одобрения законопроектов во всех трех чтениях в реальную жизнь налоговые изменения могут выйти еще не скоро. Обоими документами уже заинтересовалась прокуратура, нашедшая в идее правительства Анатолия Гредина первые признаки коррупциогенности.

Представители надзорного ведомства предупредили, что приступят к анализу проекта лишь после внесения всех депутатских поправок, ведь не исключено, что невинное железнодорожное лобби может оказаться серьезной претензией на монополию.

Анна Шабалина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
12.11.2013 Свердловские депутаты создали рабочую группу по принятию законопроекта о введении льготы по налогу на имущество организаций

УрБК, Екатеринбург, 12.11.2013. Депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли в первом чтении ...

10.07.2013 В Свердловской области приняты три законопроекта о поддержке инвесторов

УрБК, Екатеринбург, 10.07.2013. Законопроекты, направленные на поддержку инвесторов в Свердловской области, приняты ...

29.09.2010 Министерство экономики Свердловской области: С введением налоговых льгот для бизнеса в области возникает риск недополучения доходов в бюджет

УрБК, Екатеринбург, 29.09.2010. «Сегодня регионы РФ конкурируют за крупных налогоплательщиков. Как правило, прежде чем ...

29.09.2010 «Коммерсантъ» и Мария Плюснина: «Второй грузовой компании» снизили ставки по налогам

Свердловская облдума вчера приняла поправки в законопроекты «Об установлении налога на имущество организаций» и «О ...

20.09.2010 Вторую грузовую компанию на Урале встретили с прокуратурой

Депутаты свердловской Областной Думы усмотрели коррупционную составляющую в новом законопроекте свердловского ...