«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Бюджет — главный вопрос сессии Госдумы
Вчера депутаты Госдумы РФ открыли осеннюю сессию.
В каникулы много чего произошло: засуха, пожары; Президент выдвинул массу законодательных инициатив; премьер санкционировал ряд срочных бюджетных назначений; в стране активизировались продовольственные спекулянты; и оба российских лидера вместе с членами своей команды в ручном режиме пытаются навести ценовой порядок, организовать помощь погорельцам, для чего подключают надзорные органы и власти регионов. Теперь и депутатам предстоит дать законодательную основу для исправления выявившихся проблем и обеспечить социально-экономическое движение.
Придётся депутатам спешить — правда, хотелось бы, чтобы новые нормы законов всё-таки «пеклись» на долгие годы и не требовали переделок в каждую сессию. При этом главным вопросом в решении всех вопросов остаётся бюджетный план: нечёткая вёрстка казны и просчёты по целям чреваты миллиардными потерями.
Скажем, ряд экспертов подсчитал, что лесные пожары, гибель в огне деревень и урожая, выплаты компенсаций и возведение нового жилья etc могут стоить российскому бюджету примерно 0,5 трлн. руб. (для сравнения: совокупный объём средств Резервного фонда РФ, по данным Минфина, на 1 сентября с. г. составил менее 1,3 трлн. руб.).
Но как не раз звучало в последние 2 месяца в прессе, во многом пожары спровоцировал… Лесной кодекс, принятый несколько лет назад: он, по сути, ликвидировал систему лесничества, которое худо-бедно, но доглядывало за лесами. Время от времени их очищали от сухостоя и валежника, и даже противопожарное оснащение у лесников имелось. Когда же лесничества урезали, федеральный бюджет практически перестал выделять деньги на охрану лесов. А у регионов, которым якобы вменили новую обязанность по лесному надзору, деньги на эти цели никогда не заводились, и власти субъектов Федерации, рассчитывая, вслед за федеральным законодателем, что противопожарная безопасность и тушение огня — дело собственников лесных делянок, о достойной статье расходов по данной части и не думали. Немногочисленные же «собственники» попросту умыли руки, вырубая выгодные лесные массивы и загаживая все остальные. Было бы, на мой взгляд, не худо депутатам хотя бы задним числом — но с наукой наперёд — пересчитать, а сколько стоило содержание лесничеств, и сопоставить со «стоимостью» ущерба-2010. Подозреваю, сравнение выйдет не в пользу Лесного кодекса…
Или возьмём законопроект «О полиции», с рассмотрения которого начал вчера работу Совет Государственной Думы. Без бюджетного обеспечения каждого раздела будущего закона говорить об его эффективности едва ли придётся. Что значит — сократить на 20% штат полиции? Чтобы бывшие милиционеры, которые, чего уж греха таить, мало что могут вне организованного уставом «строя», смогли получить новые специальности (а не ушли, скажем, в криминал), необходимы деньги; и заказ на это переобучение должно оплатить государство — вот вам и новая статья расходов.
Вообще программно-целевое построение бюджета, о внедрении которого уже не раз сказано, в том числе в последнем Бюджетном послании Президента, подразумевает как можно более точный расчёт на перспективу. Да, известны социальные обязательства государства — образование, медицина, социальное обеспечение и т. п., и их надо учесть с поправкой на инфляцию, а ещё лучше — по возможности поднимать общую планку уровня жизни населения.
Но нельзя при этом отбросить в сторону развитие инфраструктуры, без которой уже немыслимо существование современного человека. Однако та же проблема детских садов по-прежнему решается в муниципалитетах. Свердловская область в этом году стала одним из приятных исключений, где прислушались к инициативе мэрии Екатеринбурга, и принята областная программа по «детскому вопросу», и в участниках финансирования программы наряду с муниципалитетами записан и региональный бюджет. Государственная федеральная власть от решения проблемы фактически самоустранилась.
Как самоустранилась она от финансирования строительства метро в российских мегаполисах. Мэрия Екатеринбурга ведёт стройку за собственный счёт, вынуждена брать кредиты — а их отдавать придётся с процентами, пусть и малыми благодаря доброй воле банка-кредитора, — в будущем году обещает помочь область (и скорее всего — тоже по кредитной линии). Но без мощных вливаний, на которые способен бюджет Федерации, метро будет строиться ещё лет …дцать. В нынешнем году, заверила партия власти, 32 города России получат из федерального бюджета 16 млрд. руб. в виде субсидий на ремонт дорог — Екатеринбургу, как известно, расписано почти 1,3 млрд. Но решение об этом приняли лишь в июле, а сами деньги поступят ближе к концу года, и идёт сейчас дорожно-ремонтный аврал. И тоже в кредит. Конечно, проект «Новые дороги городов России» сам по себе симпатичен, тем более грозит подкреплением деньгами, но почему его нельзя было принять при изначальной вёрстке бюджета? Кстати, вовремя выделенные деньги расходуются намного более эффективно — экономический закон…