«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Программно-целевое построение бюджета
Судя по тому как свёрстываются бюджеты страны, региона и Екатеринбурга на будущий год, программно-целевой принцип построения бюджета наконец-то возобладал, и на местах социальная инфраструктура должна стянуть на себя до двух третей всех расходов.
В проекте федерального бюджета, принятом Госдумой, — документ отправлен в Совет Федерации, его должен подписать Президент — между расходами на так называемые общегосударственные вопросы, на оборону, безопасность, экономику и т. п. и тратами на социальную политику, ЖКХ, культуру, экологию и проч. выдержан примерный паритет. Где-то по 5,3 трлн. рублей на каждое из этих глобальных направлений. И это понятно: есть сферы, за финансирование которых отвечает сугубо федеральная власть. Но при этом замечу, что в социальном направлении приоритетами бюджета Федерации станут образование и здравоохранение — каждой из этих сфер отводят почти по 0,5 трлн. руб., рост против нынешних трат на 16 и 8% соответственно, — за что глава государства похвалил лидеров депутатских фракций на недавней с ними встрече.
В бюджете Свердловской области, который, кстати, вчера был опубликован и стал финансовым законом, и в проекте бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», прошедшем на днях публичные слушания, социальные статьи расходов стягивают на себя уже порядка двух третей всех бюджетных средств.
Так, в проекте бюджета Екатеринбурга на 2011 год предусмотрено, что доля расходов на содержание и развитие социальной сферы города будет не менее 62%, и более половины из этих расходов пойдёт на образование и здравоохранение — 40,5 и 11,3% соответственно. Более 16% из социальных расходов казна выделяет на ЖКХ и более 13% — по разделу «национальная экономика», на строительство дорог и метро в частности.
Из 28,2 млрд. руб. расходной части екатеринбургского бюджета целых 6 млрд. руб. мэрия планирует выделить на инвестиции в социальное развитие города. Деньги пойдут на завершение строительства и пуск станций метро «Чкаловская» и «Ботаническая». На реконструкцию и строительство 22 детских садиков и реконструкцию гимназии № 5; приобретение 16 автомобилей для «скорой» и окончание реконструкции роддома больницы № 40. На закупку коммунальной техники; строительство, ремонт дорог и жилья; проектирование физкультурно-оздоровительных комплексов (в Железнодорожном и Чкаловском районах).
Следует сказать, таков уж Бюджетный кодекс, что муниципалитет напрямую располагает фактически только одним из налогов — на доходы физических лиц; сборы от остальных российских налогов аккумулируются в вышестоящих бюджетах. А потому администрация Екатеринбурга давно внедрила в практику инвестиционное построение муниципальной казны: деньги изыскиваются под конкретные программы развития.
В большинстве своём развитие Екатеринбурга многие годы базируется — в отличие от моногородов и депрессивных территорий — не на бюджетных вливаниях, а на высоких доходах населения, на высоком потребительском спросе, которые обеспечиваются как раз многофункциональной, многоотраслевой экономикой, активностью бизнеса, которому в городе создана атмосфера благоприятствования. Однако есть сферы деятельности — пусть их и немного, — где бюджетные деньги доминируют, и субсидии вышестоящих бюджетов здесь как нельзя к месту. В первую очередь это касается строительства дорог, метро, а в последние годы — в силу произошедшего в Екатеринбурге демографического взрыва — также и строительства детских садов. И за эти средства из бюджетов Федерации и региона приходится бороться, убеждая государственные структуры, что Екатеринбург готов финансировать данные проекты и из собственной казны, и на основе государственно-частного партнёрства, — но одних этих ресурсов для решения проблемы недостаточно.
Благодаря такому подходу удаётся порой кардинально поменять не просто психологию государственных чиновников, но и сами принципы выстраивания бюджетов. Так, с будущего года и регион, и Федерация начинают формирование бюджетных расходов по целевому признаку — на основе долгосрочных программ, — однозначно опыт Екатеринбурга оказался замеченным.
Скажем, в бюджете-2011 области читаем, что Екатеринбургу запланировано почти 271,5 млн. руб. на возврат ранее перепрофилированных зданий детсадов и 346 млн. руб. на реконструкцию и строительство новых садиков — по областной программе развития сети дошкольных образовательных учреждений. Как известно, именно мэрия столицы Урала инициировала создание такой региональной программы и в отличие от других муниципалитетов, где основная доля в её реализации у бюджета области, финансирует её на своей территории на паритетных с регионом началах: то есть город выделит под программу также не менее 617 млн. руб.
Рассчитываем мы — опять же в дополнение к муниципальным тратам — получить деньги государства на метро и дороги. В областном бюджете прописано 2 млрд. руб. на метрополитен — по подпрограмме транспортного обслуживания населения области. А 1 млрд. руб. — это будут деньги Федерации на наши дороги по программе ремонта дорог центров субъектов РФ.