«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Бюджет-2010: легко не будет, но деньги есть»
Областная Дума вот-вот вернётся к рассмотрению бюджета региона на 2010 год — во втором и третьем чтениях. По мнению участников согласительной комиссии — её создание, напомню, было одним из условий принятия правительственного проекта бюджета в первом чтении: бурю протестов вызвало намерение областного минфина применить так называемый отрицательный трансферт (у Екатеринбурга намеревались отнять 1,7 млрд. руб.), — переговорный процесс прошёл плодотворно. Правительство уже объявило, что изъятия денег у продвинутых муниципалитетов не планируется. Каким-то чудом найдены дополнительные источники средств, в результате чего доходы консолидированного бюджета со 101,78 млрд. выросли до 107,38 млрд. руб., расходы также увеличились — со 109,22 млрд. до 113,03 млрд. руб.
Но если говорить в целом, то область фактически отброшена минимум на 2 года назад: схожие бюджетные объёмы рассчитывались на рубеже 2007—2008 годов. Однако существенное отличие: в тогдашних законопроектах доходы изначально практически равнялись расходам, а дополнительные поступления в течение года распределялись на программы развития. Учитывая, что Свердловская область — один из наиболее пострадавших в кризис регионов: больше, чем в среднем по стране, упал индекс промышленного производства; чуть не вдвое снизились объёмы строительства; по числу безработных мы в лидирующей группе; объёмы налоговых сборов на уровне 80—85%; по расчётам Минрегионразвития, в минусе баланс бюджета почти на 39 млрд. руб. (правда, по расчётам областных властей, расходы превышают доходы примерно на 13 млрд. руб.), — проектный дефицит консолидированного бюджета 2010 года в 5,34 млрд. руб. представляется даже оптимистичным.
Так что депутатам, думаю, не худо бы ещё более пристально рассмотреть проект — не закрались ли в них траты, без которых легко можно обойтись: дворцы, допустим, загородные базы отдыха и проч. Сейчас, как говорится, не до амбиций — тут выживать надобно. Но, наверное, наряду с социальными обязательствами — это святое! — есть резон поддержать проекты, связанные с модернизацией. Понятно, в части, что дозволяется финансировать из бюджета: развитие инфраструктуры, коммуналки, транспорта и дорог, телекоммуникаций и проч. — чтобы переломить ситуацию в моногородах или способствовать созданию рабочих мест и переселению людей.
Не стоит областным властям бояться и дефицита бюджета. Надо лишь переформатировать дефицитный бюджет в его положительное значение — бюджет инвестиционный. Это когда при исполнении всех предусмотренных законом бюджетных назначений составляется также план реального развития на перспективу, и под это уже изыскиваются финансы. К слову, опыт такого бюджетного построения давно апробирован в Екатеринбурге: бюджет нашего муниципалитета никогда не был бездефицитным, но он именно инвестиционный — город притягивает средства, ибо инвесторам интересен хорошо структурированный Стратегический план развития уральской столицы. Ничто не мешает и области вычленить главнейшие направления, куда требуются деньги; при этом, насколько нам известно, тот же Минрегионразвития РФ уже сейчас предлагает регионам брать кредиты из федерального бюджета, в том числе и при угрозе дефицита региональной казны, — причём сразу на 3 года и всего под 9,5%. Например, на кредиты и займы для дорожного строительства Федерация предусмотрела в 2010 году 125 млрд. руб. — чем не цель, и почему не сделать конкретную финансовую заявку, рассчитав материальные ресурсы?
Плохо, если область будет брать деньги исключительно на исполнение текущих обязательств, это — пустые хлопоты; если средства пойдут на заделы будущего — это тот самый прагматизм, который, наряду с политикой модернизации, должен стать стилем работы российских властей.
В Минрегионразвития вообще говорят, что не видят регионов, которым грозила бы опасность бюджетной несостоятельности — «банкротства» той или иной территории, — надо лишь сократить неэффективные расходы, мобилизовать резервы, инвестировать перспективное. Далее Федерация готова заслушать региональные планы развития и оказать содействие через федеральные программы либо эксклюзивные территориальные — в том числе по моногородам.
Екатеринбург в силу проводимой уже второе десятилетие политики диверсификации городской экономики довольно успешно противостоит кризисным явлениям. Но было бы заблуждением считать, будто столица Урала стоит неким особняком в своих экономических возможностях. Если бюджет текущего года рассчитывался по доходам в 25,2 млрд., по расходам — в 26,7 млрд. руб., то в проекте муниципального бюджета-2010 доходы рассчитаны в 20,2 млрд. руб., расходы — в 21,5 млрд. руб. Как видим, снижение объёмов существенное. И хотя это не обещает городу лёгкой жизни, но, по всем расчётам, надежда сохранить достижения в социальной сфере, которых городскому сообществу удалось добиться в предыдущие годы, есть. Учитывая же инвестиционную методологию бюджетного строительства в Екатеринбурге, можно рассчитывать, что и наиболее важные инфраструктурные проекты не будут забыты.