«Уральский рабочий» и Виктор ТОЛСТЕНКО: Построить бюджет без «подушки безопасности»
Эксперты отмечают, что доходная часть федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, который уже принят и сейчас обнародуется официальной прессой, ниже, чем даже в текущем году, — если считать не в натуральных рублях, а по доле в ВВП.
Действительно, заглянув в отчётность Минфина РФ, увидим, что до кризиса уровень доходов составлял в ВВП более 23%, в 2009—2010 годах порядка 17—18%, а в 2013 году это соотношение планируется на уровне 16,1%.
Понятно, что в натуральном исчислении всё выглядит менее драматично, и даже наоборот — суммы доходов и расходов растут. Скажем, в 2010 году доходы выйдут порядка 7 трлн. руб., расходы — 9,9 трлн.; а в 2011 году — 8,8 и 10,6 трлн. соответственно. Но происходит это из-за того, что деньги и активы переоцениваются — в связи с ростом индексов промышленных и потребительских цен, плюс государство, дабы исполнить социальные обязательства, идёт на повышение налогового бремени на бизнес, а также растрачивает Резервный фонд, который, ожидается, иссякнет уже к концу 2011 года.
При столь катастрофическом падении доли доходов в ВВП приходится ужимать и расходы. И они с 25,5% в ВВП-2009 и 22,8% в 2010-м опустятся к концу предстоящей трёхлетки до 19%. В качестве справки: ВВП России на сегодня порядка 50 трлн. руб.
То есть придётся по одёжке протягивать ножки. В этой ситуации, пожалуй, единственно правильным решением было составить бюджет на основе государственного целевого планирования — финансировать конкретные направления развития, которые федеральные ведомства защищали исходя и из программ регионального уровня. Подход известен — Екатеринбург, например, уже много лет использует такой принцип планирования казны, его ещё называют инвестиционным, когда поставлена реальная цель и для её достижения изыскиваются ресурсы. В столице Урала подобным образом, не размазывая деньги, а аккумулируя их на главных направлениях, удалось реализовать многие проекты дорожного строительства, прокладки и ревизии инженерных коммуникаций, водоснабжения и канализации и проч.
Опыт Екатеринбурга с будущего года берёт на вооружение и область (мы уже сообщали, что подписанный губернатором бюджет Среднего Урала на 2011 год состоит из конкретных целевых программ — в том числе по строительству детских садиков, благоустройства дворов и т.п.) Федеральный бюджет также содержит теперь конкретные направления развития территорий. Естественно, что целевое планирование расходов по программам развития не снимает с государства ранее принятых социальных обязательств, и все они будут, заверяют в руководстве страны, исполнены, — но новых социальных обременений точно не будет, как и лишних, не обеспеченных финансированием целевых программ развития.
С учётом того, что Президент в Послании Федеральному Собранию выдвинул как ключевую идею демографическую, в бюджете-2011 уже заложено, что размер материнского (семейного) капитала составит 365 698,4 руб. (рост более чем на 22 тыс.). Индексируются многие социальные выплаты, из бюджета РФ пополнятся Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Норматив финансовых затрат на льготное лекарственное обеспечение в пересчёте на каждого льготника повысится на 26% и составит уже 952 руб. Продолжатся компенсационные выплаты по сбережениям советского времени.
Что касается региональной политики, то по новой методике формирования бюджета разница между обеспеченными высоко и малообеспеченными регионами снизится с 6 раз до 2,5 раз — за счёт как раз целевых программ. В общем, бюджет Федерации, как и объявлял Президент, будет социально ориентированным. Но одновременно его приоритетами должны быть модернизация экономики, её надо сделать эффективной, открытой к новым инвестициям.
Хотелось бы отметить заявление главы Минфина, что «все министерства и ведомства смогут воспользоваться денежными средствами, заложенными в бюджет 2011 года, с первых чисел января». Как мы знаем, практика, существующая до сегодняшнего дня, это — «стулья вперёд, деньги — потом» (скажем, ремонт в этом году екатеринбургских дорог шёл за кредиты, деньги пришли лишь под конец года; и так обычно и бывает). Ну а коль скоро ситуация изменится, то 1 млрд. руб. на дороги-2011 придёт в Екатеринбург, возможно, по весне, до начала ремонтного сезона. Будем надеяться, что точно такая же политика бюджетного инвестирования состоится и на нашем региональном уровне, и 2 млрд. руб. на строительство метро от областного бюджета придут вовремя, и не далее весны решится вопрос об обещанном регионом кредите ещё в 2 млрд., чтобы первую ветку метро в 2011 году завершить. Вообще надо сказать, что при нехватке средств их эффективность во многом зависит от своевременности их перечислений.
В проекте бюджета Екатеринбурга на 2011 год, который в пятницу одобрила общественная палата города, а сегодня будет рассматривать во втором чтении Гордума, значится, что общий объём доходов составит почти 26,9 млрд. руб., а расходов — 28,2 млрд. И 62% всех доходов пойдут на социальные статьи. Но даже 30% на развитие — это серьёзно, это вселяет оптимизм.