Лето 2010 года подходит к концу, и работающие на территории Свердловской области туристические компании не без удовлетворения отмечают: на рынке произошло оживление. Горящих туров практически не было, а чартерные рейсы были заполнены. Правда, по ряду направлений качество отдыха явно стало уступать количественным показателям.
По данным Уральской ассоциации туризма, в целом по отрасли рост объемов продаж туров составил 15—17%. Более оптимистичные данные приводят сами туристические компании. Так, директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова говорит о 30%-ном росте, а в ООО «ПАК Урал» уверяют, что их показатели на 60% превышают планово-прогнозные. Тем не менее, несмотря на приятную для данного рынка магию цифр, достичь показателей последнего докризисного года — 2008-го — пока не удается.
И всё же горящих туров уральцы не дождались. Руководители компаний отмечают, что спецпредложения были только в традиционные периоды, когда они наблюдаются всегда, из года в год, вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и уровня спроса. Традиционно продажи падают в конце июня — начале июля и в первых числах сентября. Именно тогда появляются горящие туры.
Компании-реалисты признают: нынешнее оживление на рынке — это не что иное, как своего рода отложенный спрос с прошлого года. По более оптимистичным прогнозам, показатели лета 2010 года — ни больше ни меньше чем признак окончания кризиса и улучшения экономической обстановки. Вице-президент Уральской ассоциации туризма Наталья Ларионова, в частности, очень довольна тем, что уральские туристы всё чаще морально готовы потратить на двухнедельный тур на двоих в Турции не менее 100 тыс. рублей.
Именно Турция, по общему признанию, осталась традиционным лидером спроса у уральцев, хоть она и не так радовала, как в предыдущие годы. Как заверяют туристические компании, цена на отдых в этой стране нынче была необоснованно завышенной, а качество отдыха, напротив, снизилось.
«К примеру, в отеле 4* в Кемере не было полотенец, и туристам предлагали за 10 долларов приобрести их у отеля. Стали хуже и питание, и анимация», — сообщила Инна Аверьянова.
С ней согласна и директор ООО «Туристическая фирма «Элита Трэвэл» Наталья Оборина, которая говорит, что сервис Турции в этом сезоне хромает на обе ноги.
«Кризис сказался не только на России, но и на Турции. Собственники отелей экономят на всем, нанимая студентов из Белоруссии и Казахстана, которые готовы работать за тарелку супа. Цены же при этом неоправданно высокие», — добавила эксперт.
В оценке других направлений эксперты расходятся.
По мнению Натальи Обориной, Египет несколько сдал свое лидирующее второе место Италии, Испании и Греции. Другие представители туристического рынка, напротив, констатируют провал Греции.
«В стране постоянно проходили забастовки, поэтому туроператоры изначально не стали ставить большого количества рейсов на данном направлении. Даже в самый разгар сезона в самолетах все равно оставались пустые места. Туроператорам пришлось прибегнуть к всевозможным акциям, чтобы поднять спрос, но в целом Греция в этом году стала убыточным направлением», — отмечает директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр.
Убыточность предрекают и автобусным турам, число которых в этом году сильно сократилось.
«Это связано с тем, что на них сильно выросла стоимость, притом что остался минимальный уровень комфорта. Думаю, со временем они будут лишь терять туристов», — сообщила Инна Аверьянова.
Оптимистичный настрой не покидает туристические компании и в отношении предстоящего осенне-зимнего сезона: туры уже приобретаются. Впрочем, и в это время года особых изменений специалисты не ожидают, предрекая лидерство традиционным Гоа, Таиланду, ОАЭ и Египту.