Засуха, установившаяся в России, продолжает уничтожать посевы. Без дождей страдает центральная часть страны, в 20 регионах уже объявлена чрезвычайная ситуация. Положение дел на Урале ненамного лучше: по оценкам властей, запасов зерна прошлого года недостаточно, а нынешний урожай уральские предприятия уже вынуждены закупать по ценам, на 30—40% превышающим ранее установленный уровень.
Аграрии отмечают значительное увеличение стоимости ячменя и пшеницы. При этом реальная покупательская способность не позволяет уральским предприятиям приобретать столь дорогое сырье.
«Ситуация сегодня сложная: цены идут вверх во многих регионах, в том числе и у нас. Уже сейчас цены на зерно увеличились на 30—40%. Нам бы очень хотелось купить его за 5 рублей за килограмм, но желающих продать по такой цене уже нет. Хотя до этого мы его по 3 рубля покупали», — заявляет начальник отдела снабжения ОАО «Богдановичский комбикормовый завод» Людмила Гизатулина.
Еще в начале года цены на зерно были ниже его себестоимости. Причина тому — большие запасы прошлого периода и хорошие, но, как оказалось в итоге, неоправданные прогнозы на урожай этого года под 100 млн. тонн. В настоящее время ситуация неутешительная.
Свердловские власти обещают не допустить роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия«Мы стараемся держать цены, однако это с трудом удается. По сравнению с прошлым годом сейчас происходит резкое изменение стоимости зерна. Так, в настоящее время уже не везде продается ячмень за 4 рубля, а пшеница — за 4,5 рубля. Пока цены идут только вверх», — заявила специалист ОАО «Кольцовский комбикормовый завод» Вера Колесникова.
Растут и цены на продукты, в частности — крупы. Если, например, стоимость гречки еще совсем недавно составляла 37—38 рублей за килограмм, то сегодня в некоторых магазинах она стоит уже 57—58 рублей.
Производители конечного продукта — хлебобулочных изделий — констатируют: мука подорожала в 2 раза.
Сотрудники комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга считают, что оснований для паники пока нет.
«Дефицита и повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия не ожидается, так как есть резервные запасы муки, которых хватит на несколько месяцев. Поэтому тревогу бить пока не стоит», — отмечают в городской мэрии.
Специалисты Свердловского хлебомакаронного комбината «СМАК» также утверждают: цены на хлеб повышаться не будут.
Тем не менее в ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия» наличие сложностей признают, надеясь, что правительственный запрет на экспорт зерна всё же исправит ситуацию.
«Цены растут, но после введения временного запрета ситуация должна улучшиться. Думаю, в дальнейшем у нас будет стабилизация цены, поскольку сейчас правительственным барьером мы будем отсечены от экспортных цен», — полагает генеральный директор ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия» Виктор Шептий.
Напомним, в России вводится временный запрет на экспорт отечественного зерна. Соответствующее постановление 5 августа подписал председатель Правительства РФ Владимир Путин. Согласно документу с 15 августа по 31 декабря установлен запрет на вывоз из России пшеницы и меслина, ячменя, ржи, кукурузы, пшеничной и пшенично-ржаной муки.
Между тем мировые рынки зерна оказались не готовы к такому повороту событий. Первая реакция западных рынков на запрет экспорта зерна показательна.
Засуха и жара 2010 года надолго запомнятся уральским аграриям небывалой потерей зерновых«За день цены на международных товарных биржах увеличились на 7—8%. Впрочем, эти цены носят для нас лишь характер приблизительного ориентира. Сейчас мы «отвязались» от экспортных цен», — отметил Виктор Шептий.
Между тем, пока цены продолжают ползти вверх, запасы зерна на Урале идут на убыль. О нехватке зерна уже заявил уральский полпред Николай Винниченко. По его словам, регион нуждается в зерновых интервенциях и помощи из федерального центра. Особенно тяжелая ситуация в Курганской и Челябинской областях.
В Свердловской области от засухи пострадало порядка 160 тыс. га, в основном это западная часть области (Артинский, Красноуфимский, Ачитский и другие районы). Потери от засухи в данных районах оцениваются в 113 млн. рублей. По данным полпреда, в результате урожайность в среднем будет на 10—12% меньше плановой.
По прогнозам Минсельхоза, в целом по России удастся собрать 70—75 млн. тонн зерна за год. Для потребления этого достаточно и хватит даже для создания резервов.
«Запасов зерна с прошлых урожаев у нас нет. Мы все подъели», — отмечают комбикормовые заводы.
«Запасов нет, колхозники уже всё потратили. Первое время на заводе наших запасов, возможно, и хватит, но, ожидая худшего, мы вынуждены подкупать зерно по новой, весьма дорогой цене. Полной информации о том, сколько мы получим сырья, нет. Неизвестно, сколько соберут крестьяне. Мы, как всегда, надеемся на лучшее, но готовимся все равно к худшему», — признает Людмила Гизатулина.
В целом, оценивая положение продовольственного рынка зерна Свердловской области, Виктор Шептий не советует делать скоропалительных выводов.
«Сейчас никто не может сделать точного прогноза. Сегодня, возможно, крестьяне держат свои запасы и намеренно не продают зерно в надежде, что будет рост цен. Как только станет понятно, что цена пошла вниз, эти запасы откроются. Возможно, это произойдет в течение двух недель или месяца», — прогнозируют в ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия».
Анастасия Упорова