Несмотря на кризис, объем работ для туристических компаний в летний период продолжает расти. При этом возросшим спросом на туристические условия все чаще пользуются недобросовестные агентства. Попытки же профессионального сообщества привести рынок в соответствие хоть с какими-то стандартами пока заканчиваются ничем.
В настоящий момент, по данным администрации Екатеринбурга, в городе насчитывается 527 туристических агентств. Впрочем, как отмечает пресс-секретарь заместителя главы Екатеринбурга Виктора Контеева Илона Стародубцева, количество таких компаний — величина непостоянная. Характерно, что подсчеты самих участников рынка разительно отличаются от официальных данных, подтверждая тем самым переменчивость рынка и некий «теневой» сегмент.
«На сегодняшний день только в Екатеринбурге уже работает более тысячи турагентств. При этом новые компании продолжают открываться», — рассказала директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр.
Эксперт называет ситуацию критической, обосновывая это тем, что сотрудники многих агентств часто не разбираются в таких вещах, как бронирование туров, не знают всей специфики бизнеса, что ведет к ошибкам в работе. Из-за них туристы рискуют лишиться отдыха и потерять выделенные на него средства.
Организаторами такого рода новых компаний, по словам директора ООО «Инна-Тур» Инны Аверьяновой, являются менеджеры — выходцы из туристических компаний. Они молоды, и желают организовать свое дело, однако, при этом не имеют большого опыта, что сказывается на качестве услуг.
«Открывая свою фирму, они зачастую, даже не арендуют офис, а сидят дома. Из дома они начинают обслуживать знакомых, друзей, коллег мужа. При этом они не неся, практически, никакой ответственности», — отметила Инна Аверьянова.
Как правило, у таких компаний нет бухгалтерской отчетности и налоговых отчислений, а турист в результате часто не может вернуть свои деньги.
Однако существуют компании, нарушающие закон преднамеренно.
Так, турфирма «Международная туристическая компания» с марта собирала с туристов деньги, но не бронировала туры.
«По этой фирме самое большое число нарушений. У нас на эту тему 15 жалоб, из них по 6 компания уже выплатила деньги. У одного из туристов в компании вообще забрали деньги и документы, якобы на бронирование, а впоследствии обещали отдать паспорта только при расписке, что претензий к компании у человека нет. Таким образом, компания забрала 160 тыс. рублей. Нам важно найти всех пострадавших», — заявил президент Информационно-туристического центра Свердловской области Вадим Винер.
Профессиональное сообщество не первый год пытается решить эту проблему, призывая внимательнее относиться к выбору компании и доверять услугам только известных турагентств.
В феврале текущего года 16 крупных туроператоров подписали Хартию в поддержку агентского бизнеса, в целях борьбы с большими скидками, которые предоставляют турагентства. Инициатором этого события тогда стала Ассоциация туроператоров России. В намерение крупных игроков рынка входило снижение повышенных комиссии агентств до базовых в случае, если они предоставляют скидку в размере более 50% от повышенной комиссии и ряд других мер. Причиной создания Хартии послужили банкротства целого ряда агентств.
Однако подписание хартии не принесла плодов. Она, по мнению ФАС, не соответствовала антимонопольному законодательству.
Новый шаг в направлении регулирования рынка сделал Региональный отраслевой союз туриндустрии Сибири, предложивший туроператорам включать в договоры с агентствами пункт об обязательном членстве последних в профессиональной общественной организации.
Уральские компании в оценке данной идеи разошлись.
«Членство в профессиональной организации абсолютно добровольно. И сотрудничество только с теми, кто состоит в общественной организации, противоречит российскому законодательству. Дело в том, что туристическое сообщество работает в рыночных условиях и оно не может сказать: «Ты плохо работаешь. Уходи с рынка». Здесь уже выбирает клиент», — заявила Инна Аверьянова.
По мнению Ольги Гуляр, некий «порог отсечения», который позволял бы работать на рынке только наиболее крупным и профессиональным агентствам, все же необходим.
«Это может быть обязательное членство в какой-либо профессиональной организации, фингарантии, депозиты, которые агентства выплачивают туроператору, или страховые взносы. Хотя наиболее действенным инструментом было бы лицензирование туристического бизнеса, которое сегодня, к сожалению, отменено», — напоминает эксперт.
По мнению же Инны Аверьяновой, в проблемах недобросовестных туристических компаний, прежде всего, должны разбираться контролирующие и правоохранительные органы, которые должны активнее реагировать на претензии и жалобы от пострадавших туристов.
Однако активных действий государства пока в этом направлении нет, поэтому игроки уральского рынка пытаются справиться с этой проблемой законно своими силами.
Так, президент Информационно-туристического центра Свердловской области уже заявляет о действиях, которые проводятся. Организация в настоящий момент создает добровольный Реестр добросовестных турфирм.
«Пока же, те, кто хочет, нарушает закон, а те, кто не хочет — не нарушает», — заключил Вадим Винер.
Алёна Тымонюк