ВЦИОМ: Обращение в суд как способ отстоять свои права утрачивает популярность у предпринимателей
УрБК, Москва, 01.07.2010. Обращение в суд, с точки зрения предпринимателей, — наиболее эффективный способ для предприятия защитить свои права. Так считают 66% бизнесменов. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посвященного проблемам российского бизнеса.
Значительно меньше тех, кто признает результативным обращение в федеральные, а также местные и региональные органы исполнительной власти (26 и 32% соответственно), в СМИ (29%) или же самостоятельные действия (26%). В меньшинстве — те, кто указывает на обращение в общественные организации предпринимателей (12%), к другим предпринимателям или же в криминальные структуры (по 11%).
Впрочем, социологи отмечают, что по сравнению с 2008 годом обращения в суд стали казаться предпринимателям менее результативными (снижение с 80 до 66%), так же как и самостоятельные действия по защите своих прав (с 36 до 26%). Напротив, с 2007 года всё более эффективным бизнесмены признают обращение в федеральные органы исполнительной власти (рост с 18 до 28%), общественные организации предпринимателей (с 8 до 12%). По сравнению с 2008 годом больше стало тех, кто предпочитает обращение в СМИ (рост с 18 до 29%).
Большинство представителей бизнес-сообщества высоко оценивает свои шансы отстоять законные интересы в суде в случае, если оппонентом будет другое предприятие (83%). Причем по сравнению с 2008 годом уверенность в этом возросла с 78%.
Противоположным образом оценивается аналогичная ситуация, но в случае, если оппонентом выступают представители региональных и местных властей: большинство предпринимателей признают маловероятной возможность выиграть процесс у такого противника (70%). В течение трех лет это мнение становится всё более распространенным (увеличение с 59% в 2007 году).
Опрос ВЦИОМ проведен по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе — сентябре 2009 г. Опрошено 1200 предпринимателей (крупные, средние, малые предприятия), представляющих 3 макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России.