Рейдерам не стоит бояться ужесточения законодательства по борьбе с недружественными поглощениями. Такую оценку последним решениям федеральных властей вынесли уральские эксперты. По их мнению, принятый Государственной Думой закон несвоевременный, сырой и неэффективный.
Напомним, проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» был внесен в Думу Президентом РФ.
Закон устанавливает уголовную ответственность за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг, в том числе за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений. За эти правонарушения предусматривается штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом до 100 тыс. рублей. Если фальсификация госреестра юрлиц или реестра владельцев ценных бумаг была сопряжена с применением насилия или с угрозой его применения, то за это документом предусматривается лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом до 500 тыс. рублей. Фальсификация решения общего собрания акционеров или решения совета директоров наказывается штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Заведующий кафедрой УрГЮА Иван Казаченко уверен, что первыми с новым антирейдерским законодательством ознакомились сами рейдерыСвердловские юристы уверены, что рейдерство — слишком специфический вид преступлений, которым занимаются неглупые люди, и механическим ужесточением наказаний эту проблему решить невозможно.
«К новому законодательству можно очень быстро адаптироваться, и я уверен, что рейдеры уже знакомы с ним», — полагает заведующий кафедрой уголовного права Уральской государственной юридической академии Иван Казаченко.
В адвокатском сообществе в силу обновляемого антирейдерского законодательства также верят с трудом. Председатель областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий уверен: эта тема вообще не была бы актуальна, если бы государственные служащие были честны и неподкупны. В нашей же ситуации закон может быть сколь угодно жесток, однако применение его будет зависеть от тех, кто в рейдерстве участвует, а значит, и говорить об эффективности не приходится.
«Мы утрачиваем благодаря шайке жуликов целые оборонные отрасли. И крики о том, что если нам дадут закон, всё будет по-другому, — это вера в мантры. Найдутся другие способы для того, чтобы заниматься тем, чем занимаются наши уголовные структуры», — полагает Владимир Винницкий.
Адвокат Владимир Винницкий на перспективы борьбы с рейдерами смотрит особенно пессимистичноЭксперты говорят о необходимости исключения самой возможности фальсификации тех или иных документов, дающих право собственности, а пока в процессе принимают участие и оценщики, любые суды оказываются беспомощными.
Проблемы с правоприменением признают даже в официальных структурах, которые новым законом должны будут руководствоваться в повседневной деятельности.
Начальник юридического отдела Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в УрФО Денис Клочихин главным недостатком новаций называет их несвоевременность, а точнее запоздалость.
«Тех рейдерских захватов, которые были в 90-е годы, с применением насилия и использованием лазеек, в законе уже не так много, как раньше», — отмечает Денис Клочихин.
Юрист Иван Казаченко сравнил сегодняшнюю борьбу с рейдерством с аналогичной борьбой с коррупцией и терроризмом.
«Мы в который раз наступаем на собственные грабли. Боремся с коррупцией, а термина коррупции как не было, так и нет. То же касается терроризма и рейдерства. Это напоминает Сервантеса, который боролся с мельницей», — отмечает эксперт.
Главный юрист РО ФСФР РФ в УрФО Денис Клочихин новому закону рад, но считает его изначально устаревшимНемного другое, но не менее удачное сравнение приводит Владимир Винницкий. По его мнению, сегодняшняя борьба с коррупцией — как ловля хвоста.
«Стоит лай, но долетают только кусочки. Конечно, хорошо, что хоть это есть. Это можно отметить как положительный момент, однако механизм должен совершенствоваться», — с надеждой добавляет Владимир Винницкий.
Отметим, что обоснованности скепсису уральских экспертов добавляет и невеселая статистика борьбы с рейдерством. Так, обвиняемые в большинстве громких захватов предприятий находятся за рубежом, и предать их суду на родине, несмотря на все старания правоохранителей, пока не удается.