Уральским профессиональным участникам фондового рынка представилась редкая возможность высказать свои возражения против ужесточения норм и требований лично руководству ФСФР. В работе проходящего в Екатеринбурге в рамках Европейско-азиатского правового конгресса принял участие заместитель руководителя ведомства Александр Синенко. Однако, несмотря на то, что претензий к москвичам у наших инвестиционных компаний немало, озвучить их они решились лишь журналистам.
Напомним, наиболее болезненно инвестиционные компании переживают необходимость существенного увеличения собственных средств и значительного повышения размеров штрафов. С 1 июля 2010 года, согласно приказу ФСФР РФ, минимальный капитал профучастника должен составлять не менее 35 млн. рублей, а в 2011 году — уже 50 млн. рублей. Сейчас этот норматив находится на уровне 10 млн. рублей.
Руководство ФСФР хоть и признает жесткость мер, но поделать ничего не может. По уверению Александра Синенко, предпринимаемые меры служат важнейшей стратегической цели - взращивания в России собственного долгосрочного инвестора и его формированию доверия граждан к фондовому рынку.
«Финансовый кризис выражается в кризисе доверия. Спекулянты ушли с фондового рынка, на нем практически никого не осталось, потому что нет нашего долгосрочного инвестора. Нужно сделать так, чтобы он не только появился, но и окреп», — заявил чиновник.
Вместе с тем, по мнению самих профучастников, именно недостатки правового регулирования внесли немалую лепту в развитие кризиса.
«Регуляторы — ФСФР, Минфин, ЦБ РФ — пошли по пути резкого повышения требований к капиталу. Гарантирует ли такая практика надежность? Ответ показали пять американских банков-монстров, которые не избежали проблем. Это направление спорно», — подчеркнул директор ИФК «ЯВА — Управление Финансами» Константин Селянин.
По его словам, законодатель изначально выбрал неверное направление.
«Для России есть два пути: либо участвовать в интеграционных процессах, тогда есть надежда на появление глобального регулятора; либо разработать собственное содержательное регулирование, позволяющее сделать рынок доступным и понятным», — добавил эксперт.
Традиционно поддержку профучастникам оказала и Национальная ассоциация участников фондового рынка. Как отметил ее руководитель Алексей Тимофеев, финансовые власти выбрали курс, противоположный тому, которым следует двигаться.
По его словам, даже если компания сможет справиться с новыми требованиями регулятора, она лишится возможности развиваться дальше. Ведь средства, направляемые на увеличение капитала, по сути, замороженные средства, и служат лишь подтверждением устойчивости бизнеса структуры.
Впрочем, Ассоциация постаралась занять нейтральную позицию, отчасти оправдывая и политику ФСФР.
«Существующий вариант решения проблем решением не является, но другого, к сожалению, нет», — обреченно добавил Алексей Тимофеев.
Представители ФСФР почти единогласно заявили, что у них «сердце кровью обливается» за наших профучастников.
«Регулятор существует для того чтобы вы существовали, а не наоборот. У нас иначе», — признал Александр Синенко, обращаясь к паре десятков руководителей инвестиционных компаний Свердловской и Челябинской областей, присутствующих на конгрессе.
«Я являюсь подчиненным и не могу эту идею критиковать. Я ее отстаиваю. Готов выслушать мнения, но и у нас есть весомые аргументы. Хотелось бы найти конструктив», — призвал слушателей чиновник, добавив, что тема ужесточения требований к размеру капитала инвестиционных компаний стала уже «точкой бифуркации».
«Требования к капиталу не идеальны, признаем честно. Но другого не изобрели. Оно позволяет отсеивать добросовестных от недобросовестных», — добавил заместитель руководителя ФСФР.
Александр Синенко коснулся и проблемы штрафных санкций. Он считает, что было бы правильным пропорционально привязать их уровень штрафов к специфике и масштабам бизнеса, однако отзыв Правительства РФ на эту идею был отрицательным.
«Проблема есть, мы думаем. У нас минимальный размер штрафа за нарушение раскрытия информации составляет 500 тыс. рублей. Для кого-то это укус комара, а для кого-то — банкротство», — сказал Александр Синенко.
Присоединилась к всеобщему сожалению и руководитель регионального отделения ФСФР Светлана Фурдуй.
«Сейчас такое ощущение, что роль ужесточения требований первостепенна. Возможно, это необходимо», — сказала она.
По словам главы регионального отделения службы, в результате значительного увеличения размера штрафов за нарушение в сфере раскрытия информации, на территории Свердловской области резко снизилось число регистрируемых акционерных обществ — на 60%, а в некоторых субъектах УрФО — до 85%.
Однако потери не были напрасны. Как полагает Светлана Фурдуй, эта мера способствовала наблюдаемому улучшению качества раскрытия информации, что, в свою очередь, вносит свой вклад в рост доверия инвесторов к фондовому рынку.
«Если вы не хотите получить штрафные санкции, вы выберете ту модель поведения, при которой их не будете получать», — добавила руководитель РФ ФСФР России в УрФО.
Решив, по-видимому, не расслаблять присутствующих инвестиционщиков, Александр Синенко не смог удержаться от нареканий в адрес уральского финансового сообщества. По его мнению, компаниям УрФО не стоит жаловаться на тяжелую жизнь, так как они находятся далеко не в самой худшей экономической ситуации.
«Мне кажется, что с таким потенциалом УрФО должен быть пусть не первым, так вторым по показателям. Это с моей стороны к вам претензия, а может и постановка задачи. Вы должны стать лидером, у вас для этого все возможности», — подчеркнул замглавы ФСФР.
Осознав безнадежность попыток повлиять на беспощадного регулятора, руководители региональных инвестиционных компаний попытались хотя бы понять, чего еще им ждать в будущем, стоит ли оставаться на рынке и продолжить бороться или ФСФР может еще немало удивить своих подопечных новинками законодательного регулирования.
«Когда вы остановитесь?», — спросил кто-то с места.
«Где предел?», — поддержал его сосед.
«Прошу заметить, сейчас у банков такая же политика», — сказал Александр Синенко, слегка растерявшись.
Однако тут же собрался и попытался утешить присутствующих.
«На предстоящие 10 лет у нас нет такой политики. Наверно, нам нужно определиться с этим вопросом. Он имеет существенное значение для вашего бизнеса», — признал замглавы ФСФР.
Критике профучастников подверглась идея создания в России института инвестиционных консультантов.
«Мой опыт общения показывает, что приходящим клиентам все равно, к кому обращаться — в уважаемую компанию или в «Рога и копыта». Большая проблема — экономическая грамотность населения. Мы давно уже работаем в этом направлении, усилия тщетны. Можно предположить, что такая структура не сможет исправить эту ситуацию, — сказал представитель одной из инвестиционных компаний.
Впрочем, Александр Синенко нашелся, что ответить. Он считает, что повышение финансовой грамотности население — задача, в первую очередь, участников рынка.
«Если вы сами не предпримите усилия по повышению финансовой грамотности, то ваши предполагаемые клиенты пойдут на Форекс или еще куда-то», — подчеркнул замглавы ФСФР и призвал активнее присоединяться к правительственным программам в этом направлении.