«Независимая газета» и Владимир Мухин: Кавказский призыв. Срочный
Худшие опасения матерей юношей-призывников оправдались.
Как сообщил «НГ» информированный источник в Генеральном штабе ВС РФ, с 2010 года соединения, части и подразделения в Чечне, Дагестане и Ингушетии будут комплектоваться не только контрактниками, но и солдатами и сержантами, проходящими службу по призыву. При этом квота на контрактников в горячих точках Северного Кавказа будет существенно уменьшена.
Минобороны не раз заверяло общественность, что призывники не будут направляться для службы в так называемые горячие регионы. Но, по сведениям источника «НГ» в военном ведомстве, первые группы со срочниками, прошедшими курс обучения, уже направляются в гарнизоны Юга страны, в том числе и в три мотострелковые бригады, дислоцированные в Чечне.
«Конечно, сразу из военкоматов призывников в Чечню или Дагестан никто направлять не будет. Но после окончания учебного подразделения служба срочников в этих регионах вполне вероятна», – рассказал офицер.
Подтверждением данной информации офицер считает недавнее заявление начальника Генштаба генерала армии Николая Макарова о том, что «призыв мы увеличиваем, а контрактную часть – уменьшаем». В интервью телекомпании Russia Today, показанном во многих странах мира (но не в России), Макаров обосновал, почему военное ведомство РФ сейчас пересматривает масштабы, сроки и методы подготовки профессионалов для войск: «Мы пришли к пониманию, что контрактник должен готовиться по совсем иным методам, чем это было ранее. Поэтому сейчас на контракт мы берем только сержантов, которых обучаем два с половиной года. Через это мы планируем прийти к контрактной армии».
О том, что военнослужащие по призыву могут быть направлены в горячие точки Северного Кавказа, по словам источника в Генштабе, говорит приказ министра обороны № 10 от 13 января с.г. «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ» (копия документа есть в распоряжении «НГ»). В приказе перечисляются территории, где регулярно вводится режим контртеррористической операции – Дагестан, Ингушетия и Чечня. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в этих местностях «оклады по воинским должностям» определены главой военного ведомства «в размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».
«Хорошо, что хоть какой-то материальный стимул для службы в горячих точках солдат-первогодков министр определил. Деньги здесь они будут получать небольшие – около 7–9 тысяч рублей. Не задаром же жизнью рисковать. Хотя в приказе можно найти и явные социальные и правовые ущемления прав военнослужащих по призыву», – говорит член Ассоциации ветеранов спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб «Русь» генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он указал на то, что для военнослужащих по призыву в приказе Минобороны № 10 не прописаны льготы по выслуге лет (трудового стажа). Хотя для солдат и сержантов, офицеров, подписавших контракт, они действуют из расчета «один месяц военной службы за полтора месяца». При этом, если контрактник участвует в контртеррористических операциях, его выслуга учитывается «из расчета один месяц военной службы за три месяца».
Юрий Неткачев говорит, что если срочник пропадет без вести, то его семье будут выплачиваться «оклады по воинским должностям, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту». Выплаты будут действовать до тех пор, пока не будет назначена семьям солдат-срочников «пенсия по случаю потери кормильца в связи с признанием военнослужащих безвестно отсутствующими или объявлением их умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания». «Министр определил в своем приказе и другие льготы. Если, не дай бог, солдат погибнет или будет ранен, то проезд к месту его гибели или лечения двух родственников военное ведомство профинансирует из собственного кармана», – говорит собеседник «НГ».
«В горячих точках должны служить только профессионалы, военнослужащие по контракту, на добровольной основе. Внутренние войска, пограничники так и делают. Но почему Минобороны направляет на Северный Кавказ необстрелянных юношей, понять сложно», – заявила «НГ» ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей РФ Валентина Мельникова, которая опасается, что повышенные оклады для солдат срочной службы могут быть разворованы. «Если солдаты-срочники участвуют в контртеррористической операции, то они после службы должны иметь статус ветеранов боевых действий. Это должно быть закреплено законодательно», – считает Мельникова.