«РБК daily» и Антон Бурсак: Интернет уходит в глубинку
В 2011 году число пользователей Интернета в регионах превысит 13 миллионов.
Фокус конкуренции на рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД) сместился из Москвы в регионы. По данным iKS-Consulting, к концу 2011 года в России за вычетом показателя Москвы и Санкт-Петербурга будет уже 13,7 млн пользователей ШПД против 4,9 млн в двух столицах.
В 2009 году число домашних пользователей широкополосного доступа в Интернет в России выросло на 36%, до 13,2 млн человек, подсчитали в iKS-Consulting. Из них 3 млн человек в Москве, 1,2 млн — в Санкт-Петербурге и 9 млн — в остальных городах. Рост происходил в основном за счет регионов, на которые пришлось 79% новых пользователей. В 2010 году количество региональных пользователей ШПД в Москве вырастет до 3,3 млн человек, в Петербурге — до 1,4 млн человек, а в регионах — до 11,3 млн абонентов.
«Москва практически исчерпала возможности для роста — за год столичная абонентская база увеличилась лишь на 17%. Причина медленного роста Москвы — насыщение рынка: уровень номинального проникновения в столице на конец 2009 года составил 71%», — заключают авторы отчета.
Среди лидеров роста не только крупнейшие города Поволжья и Урала, но и сравнительно небольшие Ижевск и Пенза. «В этих городах услуга широкополосного доступа стала массовой благодаря острой конкурентной борьбе, развернувшейся между межрегиональным оператором пермского происхождения «ЭР-Телекомом» и крупными местными провайдерами, которая привела к значительному снижению цен на безлимитные тарифы», — говорится в отчете.
Роль стимулятора конкуренции во многих крупных городах выполняет «ЭР-Телеком» — компания присутствует в 13 из 20 городов-лидеров, причем в девяти из них занимает первое место. В городах-лидерах по проникновению ШПД оператор, сосредоточенный на регионах, обогнал всех основных федеральных конкурентов, в том числе и «Связьинвест», по совокупной доле подключений. Аналитики IKS отмечают, что усиление роли «Комстара» и «ВымпелКома» на региональном рынке можно ожидать в 2010—2011 годах. В то же время по их мнению «Эр-Телеком» способен стать одним из лидеров на российском рынке кабельеого ТВ и ШПД.
«Основным драйвером роста в 2010 году станет региональный рынок — Москва практически исчерпала потенциал развития. В регионах наиболее хорошие шансы у компании «ЭР-Телеком» — она достаточно агрессивно инвестирует средства в развитие, также у нее есть достаточно хорошая отработанная модель выхода на рынок в новых городах — недавно они запустились одновременно в пяти новых городах. Я считаю реалистичными планы компании к 2014 году стать лидером по выручке на региональном рынке ШПД», — говорит независимый эксперт по телекоммуникациям Александр Милицкий.