Туристические компании Екатеринбурга намерены отказаться от практики предоставления скидок
Работающие на туристическом рынке Екатеринбурга компании в 2010 году намерены более активно повышать свои доходы, в частности, солидарно отказываясь от предоставления скидок клиентам.
В этой связи турагентства активно приветствуют инициативу Ассоциации туроператоров России, инициировавшей подписание хартии в поддержку агентского бизнеса. Согласно данному документу, туроператоры намерены снижать повышенные комиссии агентств до базовых в случае, если агентства предоставляют скидку в размере более 50% от повышенной комиссии. Свои подписи под хартией в настоящий момент поставили 13 туроператоров, в том числе VKO Group, «Ланта-Тур Вояж», «Нева», «Пегас Туристик», TEZ TOUR и ряд других компаний.
Директора уральских туристических компаний не скрывают, что в кризис работать в активной конкурентной среде им становится все сложнее.
«На туристическом рынке Свердловской области «скидочные войны» идут уже давно. В течение последних лет на рынок вышло огромное множество агентств, которые работают «на объем» — стараются зарабатывать за счет постоянного повышения количества клиентов, привлекая их высокими скидками. Скидки стали так велики, что агентства теряют прибыль и начинают испытывать нехватку средств, а значит, не могут нормально развивать свое дело. В результате накапливающиеся финансовые проблемы могут обернуться для агентства банкротством, а для потребителя — напрасно потраченными деньгами», — заявила директор туристической компании «Зима-Лето» Ольга Гуляр.
При этом положение дел на рынке эксперты оценивают как достаточно стабильное.
«В прошлом году предполагалось снижение в отрасли на 30—35%, на самом деле вышло 20—25%. Это хороший показатель. Произошло снижение стоимости туров на 25—28%. Если раньше люди выбирали, куда поехать, то в кризисный период стали планировать свои расходы и выделять для отдыха определенную сумму. На сегодняшний день растет глубина бронирования, парк самолетов обновляется. Федеральные операторы уходят из регионов, концентрируясь на Москве. Происходит структуризация туристического рынка, сокращаются точки розничных продаж. Думаю, что на рынке останутся только профессионалы, которые в этом бизнесе давно», — отмечает директор представительства турагентства «Натали турс» на Урале Олег Хигер.
Напомним, по данным администрации города, на начало 2010 года в городе работают 83 туристические компании.
Руководители агентств не скрывают, что рассчитывают при этом на уход с рынка в первую очередь дискаунтеров, в условиях кризиса переманивающих существенное число покупателей туров.
«Нашим постоянным клиентам мы всегда даем скидку в 5%, это святое. Однако мне непонятна экономика туристических агентств, которые предлагают скидку в 10%, ведь это полный объем комиссии туроператора. Я могу вычесть из нее 5%, но не больше, потому что мне надо оплатить налоги, заработную плату, рекламу и так далее. На что собираются жить турагентства, предлагающие 10%, мне непонятно. Дискаунтеры преследуют цель брать большие объемы от туроператора. За счет них комиссия туроператора вырастает до 12%. В итоге им приходится содержать свой бизнес за счет этих 2%. Это нереально. Им приходится брать кредиты, долг нарастает как снежный ком, что приводит к банкротству», — отмечает директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова.
Тем не менее конкретных механизмов борьбы с более мобильными в плане ценовой политики конкурентами турагентства пока не нашли.
«Необходимы жесткие меры. Например, в европейских странах агентства вообще не дают клиентам скидок от цен туроператора. Если агентство все же делает скидку, оно может лишиться договора с туроператором. Я считаю, что российские туроператоры со временем должны перейти на подобный режим работы с агентствами. Пока же для того, чтобы рынок был более стабильным, а потребители не страдали от финансового краха агентств, туроператорам необходимо хотя бы ввести негласное правило: не давать агентствам делать скидку для клиентов более 5%», — предлагает О. Гуляр.
При этом туристические компании рассчитывают на понимание со стороны потребителя.
«Турист стал более грамотным. Он понимает, что, купив тур у дискаунтера, можно вообще никуда не улететь, потому что компания исчезнет. Причем свои претензии предъявить будет некому, ведь у дискаунтеров в договорах часто не прописан даже туроператор. Наши клиенты это понимают и не пойдут в такие агентства», — заключила И. Аверьянова.
Отметим, что юристы в акции туроператоров нарушений антимонопольного законодательства пока не усматривают, отмечая при этом, что и какой-либо юридической силы она тоже не имеет.
«Хартия, ограничивающая права турагентств на предоставление скидок, не влечет юридических последствий за ее нарушение. Документ является внутренним делом Ассоциации туроператоров России, и подписание ее носит добровольный, рекомендательный характер», — заявил УрБК адвокат Иван Кадочников.