«МК-Урал» и Евгения Башкирова: «Снегбург»
Третья столица России увязла в сугробах
В новогодние праздники на Урале, как всегда, «неожиданно» выпал снег. Больше всего or стихии пострадал Екатеринбург. Из-за нечищеных улиц резко обострилась ситуация на дорогах уральской столицы. Региональное управление ГИБДД забило тревогу и подготовило обращение в прокуратуру с требованием наказать виновных. Так, под прицел прокурорской проверки попала Администрация Екатеринбурга. В ситуацию решил вмешаться даже губернатор Александр Мишарин.
В первых числах января Свердловскую область накрыла месячная норма осадков, больше всего досталось столице региона — Екатеринбургу — Основной удар стихии на город пришелся в ночь с 4 на 5 января. Улицы нешуточно замело, а благодаря устойчивому морозу снег быстро превратился в наледь. Ситуация на дорогах моментально стала критической: скорость автопотока и пропускная способность улиц снизились, резко возросло количество ДТП. Однако городская власть вступила в борьбу со стихией без особого энтузиазма, так, согласно данным Управления ГИБДД Свердловской области после окончания снегопада 5 января на улицах и дорогах Екатеринбурга работало только 30% от имеющегося количества снегоуборочной техники! Неубранный пятого числа свежий снег шестого превратился в твердую дорожную колею. В результате улицы полуторамиллионного города стали малопригодными для автотранспорта, что еще можно было терпеть в праздничные дни, однако в первый рабочий день, 11 января, столицу Урала парализовала гигантская пробка. Разумеется, не обошлось без «катастроф» локального характера. Так, по последним данным регионального ГИБДД, только за 9 и 10 января в Екатеринбурге произошло порядка 384 ДТП. Имеется несколько пострадавших. «Слух» о кошмаре на дорогах областного центра добрался и до губернатора Свердловской области. 12 января при общении с журналистами Александр Мишарин оценил работу по уборке улиц в Екатеринбурге как неудовлетворительную и отметил, что ситуация требует тщательного анализа. Также он сообщил, что на совещании 15 января будет обсуждаться работа коммунальных и дорожных служб свердловских муниципалитетов. Напомним, ранее Александр Мишарин уже уволил одного безответственного дорожного начальника. Что же ждет руководителей муниципалитетов, и особенно ответственного за снег в Екатеринбурге Аркадия Чернецкого?
Однако пока Администрация Екатеринбурга с гордостью рапортует о масштабах проделанной работы, возможно, рассчитывая на то, что большая часть горожан слепа.
«Активная работа по очистке столицы Урала от снега и льда велась всю первую декаду января, -сообщается на официальном сайте Екатеринбурга. — Всю минувшую рождественскую неделю ежесуточно в уборочном процессе было задействовано до 400 различных снегоуборочных механизмов и порядка 380 человек дорожных рабочих. Ежедневно под председательством заместителя главы Екатеринбурга Евгения Липовича в мэрии проходил штаб по уборке снега. Этот коллегиальный орган руководил и продолжает руководить уборочным процессом. После обращения городских властей к предприятиям и организациям уральской столицы о привлечении к работам ведомственной техники, общими усилиями за период с 4 по 11 января с территории Екатеринбурга было убрано и вывезено около 50 тысяч тонн снега».
Для того, чтобы оценить достоверность такого рода сообщений, екатеринбуржцу достаточно выйти на улицу.
Уже 12 января, когда город так и не был очищен от снега, перед журналистами пришлось оправдываться председателю комитета по благоустройству Администрации города Екатеринбурга Тамаре Бла-годатковой.
— В первую очередь ставится задача расчистить дороги, по которым идет общественный транспорт и по которым осуществляется подъезд к социальным объектам, — говорит Тамара Благодаткова. — Считаю, что основная доля дорог была расчищена. На сегодняшний день дороги магистрального движения, дороги связующие расчищены. Хотя в некоторых местах еще сохраняется колейность или скользкость. Неблагоприятная ситуация осложняется припаркованными вдоль дорог машинами. Например, на улице Хохрякова стоит одна машина, которая мешает вывозке снега. На улице Таганская также стоят три машины, эти автомобили создали заужение на проезжей части. Таких машин по городу очень много.
Одиноко брошенные машины — вот почему дороги не убираются? Что же касается главных улиц, которые якобы уже расчищены, то к нескольким из них есть немалые претензии. Так, все еще заснежены и покрыты гололедом — Волгоградская, Шейнкмана, Шаумяна, Бакинских комиссаров, Уральская и прочие, и прочие. Очевидно, что все эти улицы заслуживают внимания администрации, как минимум, потому что по ним «идет общественный транспорт» и «осуществляется подход к социальным объектам». Разумеется, отследить со стопроцентной точностью, посещает ли по ночам вышеперечисленные улицы снегоуборочная техника, сложно, однако даже если уборка и ведется, насколько высоко ее качество?
С резкой критикой городских властей выступает и Госавтоинспекция:
— Коммунальные службы Екатеринбурга не обеспечили необходимого подъема техники, — комментирует ситуацию начальник отдела дорожного надзора Управления ГИБДД Свердловской области Дмитрий Кузнецов. — Даже в настоящее время, по прошествии семи дней после снегопада, на большинстве улиц сохраняются недостатки. Для сравнения. Общая протяженность трасс, дорог общего пользования в Свердловской области около 25 тыс. км, там по причине неудовлетворительного качества дорожного покрытия произошло шесть ДТП, в то же время в Екатеринбурге протяженность дорог составляет 1226 км, а количество подобных ДТП — пять. При этом недостатки по трассам устранили в течение двух суток, а по городу Екатеринбургу они не устранены уже седьмой день.
Всего по итогам всех фактов нарушений Госавтоинспекцией было выдано 111 предписаний должностным лицам и составлено 53 административных протокола за нарушение правил содержания дорожной сети.
— Однако мы вынуждены были дополнительно подготовить обращение в прокуратуру, чтобы оказали содействие в наказании виновных, так как меры, принимаемые Госавтоинспекцией, а это от двух до трех тысяч рублей административного штрафа, явно не достаточно. Обращение уже подписал начальник управления ГАИ, — рассказывает Дмитрий Кузнецов.
Редкий случай, когда в борьбе за право свободного и безопасного движения автолюбители будут солидарны с милицией.
Автоинспекторы не голословны. Всего за первые дни года в городе было зарегистрировано порядка 2000 аварий, из которых 268 по причине плохих дорожных условий: низкие сцепные качества дорожного покрытия и колейность.
Не обошлось и без пострадавших. Так, утром 10 января на улице Московской, недалеко от здания Областного суда, из колеи выбросило маршрутный автобус, в результате он врезался в дерево. Из 13 пассажиров госпитализированы две женщины 32 и 43 лет. Чуть позже на улице Щербакова около дома № 60 столкнулись два автомобиля Subaru (полноприводные авто!). Причиной столкновения стала глубокая колея. В результате ДТП двое пострадавших: у женщины диагностированы ушиб сердца и перелом ребер, у 7-летнего мальчика сломан нос.
В пресс-службе мэрии не унимаются, сравнивают работу екатеринбургских коммунальщиков с работой аналогичных служб двух российских столиц.
— Нам удалось сработать лучше Москвы и Санкт-Петербурга, где последствия были тяжелее, — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь главы Екатеринбурга Константин Пудов. Он заметил, также, что впоследствии будут сделаны выводы и докуплена снегоуборочная техника. Но в то же время, по словам председателя комитета по благоустройству Тамары Благодатковой, планов у Администрации на покупку новой техники нет.
Тем не менее одна схожесть в поведении московских и екатеринбургских чиновников все же есть: и те, и другие пеняют на синоптиков.
— Штормового предупреждения не было! — отмечает Тамара Благодаткова.
От неблагоприятной ситуации на дорогах убытки терпят не только автолюбители, но и страховые компании.
— Статистика пока показывает увеличение страховых случаев по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года на 30%, и, прогнозно, в среднем увеличение суммы выплат примерно на 50%, -рассказывает генеральный директор страховой компании «Северная Казна» Александр Меренков. — Практика показывает, что при ДТП сотрудники ГИБДД в справке крайне редко пишут, что причина аварии — плохое качество дороги, но, оперируя показаниями владельцев автомобилей, 70% обращений — это аварии, связанные именно с колеей, накатом и подобными помехами. Кроме того, не указывая в справке ГИБДД в ка-" честве причины аварии дорожное покрытие, и владелец автомобиля, и страховая компания не могут предъявить в суде материальные претензии к администрации города и дорожным службам.
Наблюдатели сходятся во мнении: за ситуацию, сложившуюся на екатеринбургских дорогах, должен отвечать мэр Аркадий Чернецкий, кресло под которым может расшатать даже свежий снег.
«МК-Урал» продолжает следить за развитием событий.