Заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин: Ценообразование на нефтепродукты на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью
УрБК, Москва, 10.12.2009. Состоялось первое заседание Экспертного совета при ФАС России по рынку нефти и нефтепродуктов. С учетом тематики это заседание было проведено совместно с Экспертным советом ФАС России по финансовым рынкам. Темой обсуждения стало развитие биржевой торговли нефтепродуктами в РФ. Об этом сообщает пресс-служба ФАС РФ.
В заседании, помимо руководства ФАС России, приняли участие представители заинтересованных органов власти — Администрации Президента РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минэнерго РФ, МИД РФ, ФСТ России, ФСРФ России, Государственной Думы РФ.
Открывая заседание, председатель экспертного совета по рынку нефти и нефтепродуктов — заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил, что нынешняя ситуация на рынках нефтепродуктов, очевидно, является следствием монополизации рынков и непрозрачного ценообразования.
«Рынок нефти и нефтепродуктов Российской Федерации имеет олигопольный характер. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Доступ независимых от ВИНК участников рынка к перерабатывающим мощностям затруднен, объемы предложения нефти и нефтепродуктов независимых участников малы», — отметил председатель экспертного совета по рынку нефти и нефтепродуктов, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
«Кроме того, ценообразование на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью, использованием ВИНКами трансфертных цен внутри своей группы лиц. ВИНКи имеют возможность переносить центр прибыли в любой сегмент рынка (переработка — опт — мелкий опт — розница), что дает возможность осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка на всех сегментах рынка», — сообщил А. Голомолзин.
А. Голомолзин отметил, что, согласно данным Росстата, предприятия сухопутного транспорта являются убыточными (-6% в 1-м полугодии 2008 года и -5% в 1-м полугодии 2009 года), в том числе по причине дороговизны автомобильного топлива. При этом рентабельность нефтедобычи и нефтепереработки составляла по 37% в 1-м полугодии 2008 года и 34% и 23% в 1-м полугодии 2009 года. По количеству автомобилей на душу населения Россия в два-три раза отстает от Европы, еще больше — от США. По объему авиаперевозок Россия почти на порядок отстает от США и ЕС.