Обзор прессы
01.12.2009

«Ведомости», Максим Товкайло, Юлия Говорун, Мария Соловиченко и Ксения Болецкая: «Секреты в розницу»

Торговые сети и их поставщики должны публиковать и цены на товар, и наценки, считают депутаты: только так можно будет победить посредников, из-за которых раскручивается инфляция. Предприниматели делиться информацией не хотят — это коммерческая тайна


Думский комитет по экономической политике хочет обязать торговые сети и их поставщиков публиковать в интернете один раз в квартал информацию о цене продаваемого товара и размере (в процентах) торговой наценки. Такие поправки к законопроекту «О торговле» (текст есть у «Ведомостей») направлены в администрацию президента и аппарат правительства на согласование.


Рассмотрение закона во втором чтении запланировано на 9 декабря.


Публиковать нужно будет информацию о ценах и наценках (де-факто — раскрывать закупочную цену) на длинный список товаров: от социально значимых до технически сложных товаров бытового назначения, товаров бытовой химии, мебели и автомобилей. Технически сложные товары в данном случае — это практически вся электронная бытовая техника, объясняет представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники («Ратэк») Антон Гуськов.


Обязать поставщиков и розничных торговцев раскрывать закупочные цены депутатам предложили Институт экономики и законодательства, рассказывает руководитель думского комитета по экономполитике Евгений Федоров. Поправка направлена на борьбу с посредниками: если информация будет публиковаться в интернете, сразу будет видно, на каком этапе идет самая большая накрутка цены, объясняет он: «Логика простая: если хочешь заниматься торговой деятельностью, должен понимать, что она должна быть прозрачной в информационном плане».


Отзыв на инициативу депутатов и ученых-экономистов администрация президента и аппарат правительства пришлют в среду, обещает Федоров.


Правительство уже дало понять, что отзыв будет отрицательным: информация о торговых наценках — коммерческая тайна, рассказывает другой член того же думского комитета. Федоров знает об этом, но не исключает, что поправка все равно будет рассмотрена депутатами: «Согласование и обсуждение с заинтересованными сторонами продолжается. Были случаи, когда мы ставили на голосование и не одобренные правительством законодательные инициативы».


В секретариате первого зампреда правительства Виктора Зубкова (курирует прохождение закона о торговле) пока не знакомы с инициативой депутатов, говорит представитель Зубкова, речь об этих поправках, по всей видимости, пойдет на встрече Зубкова с депутатами, которая запланирована на сегодня.


Опрошенные «Ведомостями» чиновники администрации президента ничего о депутатской инициативе раскрывать цены и наценки не слышали, а в пресс-службе Кремля от комментариев отказались.


Предпринимателям идея депутатов не нравится. «А как же быть с коммерческой тайной? У нас что, такое понятие, как рынок, перестало существовать?» — удивляется гендиректор розничной сети Spar Дмитрий Маслов. Закон еще какое-то время помусолят, доведут его до окончательного абсурда такими поправками, а потом всем станет очевидно, что он вообще никому не нужен, надеется он.


Условия поставок конфиденциальны, категорически не согласен с депутатами Леонид Тюкавкин, вице-президент по стратегии «Техносилы». Кроме того, цена, опубликованная без других условий контракта (эксклюзивность моделей, бонусы за объем и т. д.), мало что скажет для понимания реальной прибыли сети от реализации конкретного товара. А публикация всех условий контракта на поставку товара просто противоречит принципам конкуренции, работающим во всем мире.


А Гуськов предупреждает, что сведения о цене и наценках могут быть использованы для недобросовестной конкуренции.


Появление такой инициативы неудивительно, считает Вадим Новиков из Академии народного хозяйства, это логическое продолжение стратегии госрегулирования, которое сейчас пытаются проводить в отношении бензина и лекарств. Сами по себе уровни наценок по разным продуктам ничего не говорят, соглашается он с представителями розницы, гораздо интереснее посмотреть на общую рентабельность от оборота, особенно когда эти данные аудированы. Не только сети, но и поставщики не захотят раскрывать свои отпускные цены, продолжает Новиков, это подтолкнет последних к предоставлению скрытых бонусов сетям, чтобы их цена была более высокой и им было проще торговаться с новыми покупателями.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
25.06.2010 «РБК daily», Евгения Перцева и Алексей Кузьменко: ФАС уравняет ритейлеров

Закон о торговле может распространиться на непродуктовую розницу. Федеральная антимонопольная служба предлагает внести ...

09.03.2010 «РБК daily» и Евгения Перцева: Торговля по правилам и без

В обход закона торговые сети получают бонусы до 50%. Новый закон «О торговле» вступил в силу больше месяца назад, а ...

29.12.2009 Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о торговле

УрБК, Екатеринбург, 29.12.2009. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о торговле. Об этом сообщается на ...

18.12.2009 Вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак: Введение запрета торговым сетям с 25%-й долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины может осложнить развитие в небольших городах

УрБК, Екатеринбург, 18.12.2009. «Честно говоря, я не понимаю, для чего нужен принятый закон о торговле. Все компании, ...

14.10.2009 «Ведомости», Мария Соловиченко, Вера Холмогорова и Алена Чечель «Запретить скидки»

Торговые сети рискуют проиграть битву за законопроект «О торговле». Он может лишь ужесточиться. Так, спикер Госдумы ...