«РБК daily» и Екатерина Годлевская: «ФАС удивила РЖД»
Рекордным штрафом на сумму в 2,54 млрд рублей
С появлением у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возможности накладывать так называемые оборотные штрафы (в процентах от выручки компании) ведомство с готовностью начало выписывать нарушителям миллиардные счета. Под горячую руку попали и «Российские железные дороги» (РЖД), на которые наложен рекордный для железнодорожников штраф в размере 2,54 млрд руб.
Вчера управление ФАС по Белгородской области сообщило о наложении самого крупного оборотного штрафа на РЖД за всю историю монополии — 2,54 млрд руб. за отказ от заключения договора перевозки с исправительной колонией №7 (г. Валуйки Белгородской области). Как пояснили РБК daily в местном антимонопольном ведомстве, РЖД потребовали от колонии заключения договора на перевозку мела (колония разрабатывает меловой карьер. — РБК daily) с предоплатой 100%, тогда как имели право потребовать предоплату в размере только 30%. Антимонопольщики направили в РЖД предписание о недопустимости нарушения закона, а затем и решение о наложении штрафа.
ФАС имеет право штрафовать компанию-нарушителя на 1—15% выручки за предыдущий год работы на определенном рынке. При этом рынок определяется или по географическому признаку, или по выручке компании от перевозок конкретного вида грузов. В УФАС пояснили, что накладывали штраф из расчета 0,4% от выручки РЖД от работы в Белгородской области. Правда, тогда получается, что выручка РЖД от работы в регионе в 2008 году составила 635 млрд руб. В РЖД отмечают, что не получают такой выручки ни от перевозок в регионе, ни тем более от перевозок мела из колоний. Вся выручка РЖД за 2008 год составила 1,2 трлн руб.
Монополия уже обжаловала предписание чиновников УФАС в арбитражном суде Белгородской области. При этом в РЖД отмечают, что по уставу железнодорожного транспорта имели право требовать полную предоплату. «Однако монополия де-факто все же исполнила указание: сейчас договор с колонией заключен на условиях предоплаты 30%. Типичное поведение монополиста», — добавляют белгородские антимонопольщики.
Впрочем, из всех наложенных оборотных штрафов РЖД не заплатили еще ни один: они либо уже оспорены, либо оспариваются. Но взыскать их и с других монополий ФАС также не удается. Как считает гендиректор ГК «Крикунов и партнеры» Андрей Лебедев, причина в том, что нормы законодательства о конкуренции носят оценочный характер, в итоге суды и ФАС часто не понимают друг друга.