02.11.2009

Между «П» и «Е»: сделает ли Марат Гельман из Екатеринбурга вторую Пермь?

30 октября в Екатеринбурге произошло событие, замеченное любителями современного искусства города. В торговом центре «Европа» открылась выставка видео-арта «Видение». В экспозицию включены работы современных художников Нам Джум Пайка, Билла Виолы, Ширин Нешат, Фишли и Вайса, Марины Абрамович, инсталляция группы «АЕС+Ф» и другие.


Напомним, впервые выставка «Видение» демонстрировалась в Музее современного искусства в Перми в августе 2009 г. и была признана пермскими и федеральными СМИ одним из самых зрелищных проектов в истории российского современного искусства.


Как и в Перми, организатором сегодняшней выставки стал политтехнолог Марат Гельман, который в последнее время работает над имиджем Перми как культурной столицы России.


«История создания выставки такова: мои хорошие знакомые коллекционеры, которые являются соучредителями и соинвесторами компании — создателя «Европы», предложили освоить пустующие торговые площади. Эта идея мне показалась очень хорошей. Теперь мы с удовольствием сотрудничаем с этим торговым центром», — сообщил директор Пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман в ходе пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Видение».


Торговый центр благодаря выставке, во-первых, займет пустующие помещения, во-вторых — привлечет потенциальных покупателей. Руководители ТЦ «Европа» рассматривают это как удачный PR-ход.


«Арт-пространство — якорный арендатор для «Европы». Это сделано для того, чтобы посетители приходили не на запах попкорна, а на культурное пространство», — сообщил представитель управляющей компании «Пред-групп» Геннадий Черных. Таким образом торговый центр избавляется от нежелательной целевой аудитории, а привлекает только тех, кто сможет совершить покупки.


Причем сам Марат Гельман не скрывает своей причастности к этому. «Мы всегда рады, когда в качестве инструмента продвижения чего-либо используется искусство. Когда внешний заказ не вмешивается в содержание, получается хороший продукт. И наоборот. Мы с нашей выставкой являемся мощной PR-командой торгового центра «Европа», — отмечает Марат Гельман.


Однако что же получает Марат Гельман кроме того, что выставку увидит Екатеринбург? По его словам, целью приезда в Екатеринбург является культурный подъем Урала. Однако, как сообщил приехавший на открытие выставки министр культуры Пермского края Борис Мильграм, в Екатеринбурге культура всегда активно развивалась и жила своей собственной жизнью. «Вы всегда вели себя как столичный город. Культура здесь рождалась сама и мигрировала. Здесь есть большая энергия и реактивность. В Екатеринбурге культура не поддерживается властями, но цветет. В Перми же осуществляется активная поддержка. Посмотрим, как она себя покажет», — говорит Б. Мильграм.


Впрочем, окультуривание культурного Урала может быть далеко не первостепенной целью Марата Гельмана. Ведь последний — в первую очередь политтехнолог, «пиарщик» и уже только после этого — галерист и культурный менеджер. Вполне вероятно, что приезд в Екатеринбург связан не столько с продвижением выставки, сколько с поиском заказов под очередной «культурный» проект.


Не исключено, что визит в крупнейший экономический и финансовый центр Уральского региона — это своеобразная «разведка боем» в поисках нового заказчика для масштабных «городских» имиджевых PR-кампаний. После года работы в Перми, где на создание «культурной столицы» были освоены крупные суммы бюджетных средств, Марат Гельман уже заявлял, что готов поставить подобную технологию на конвейер. Не исключено, что именно Екатеринбург он выбрал следующей целью для «культурной гельманизации».


Это тем более вероятно, что финансирование пермского проекта в последнее время заметно усложнилось. Так, Законодательное Собрание Пермского края отказалось выделить «на культуру» очередные 7 миллионов рублей из профицита бюджета этого года. Под угрозой оказалось и финансирование проектов, курируемых Гельманом, в будущем, — а это еще как минимум 86 миллионов рублей в течение нескольких лет. Ряд депутатов пермского Заксобрания уже заявили о том, что не видят целесообразности в финансировании подобных мероприятий из бюджетных средств.


Вполне вероятно, что целью визита Марата Гельмана в этой ситуации был поиск новых заказов на работу и источников финансирования. Вполне возможно, что уже в ближайшее время он попытается продать региональным или муниципальным властям новый проект, на этот раз — по превращению Екатеринбурга во вторую Пермь.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
19.06.2013 Марата Гельмана уволили с должности директора музея PERMM

УрБК, Пермь, 19.06.2013. Министерство культуры разрывает в одностороннем порядке контракт с директором музея ...

13.04.2012 Марат Гельман закрывает галерею на «Винзаводе»

Галерист Марат Гельман подтвердил сообщение о том, что «Гельман Галерея» на «Винзаводе» прекратит существование, ...

03.03.2010 Сколько стоит стать культурной столицей Европы?

27 февраля 2010 года в Перми состоялся международный форум «Культура: миссия, перспективы, модели ...

02.03.2010 Сколько стоит стать культурной столицей Европы?

27 февраля 2010 года в Перми состоялся международный форум «Культура: миссия, перспективы, модели развития». ...

30.10.2009 Пермские депутаты отказали Марату Гельману в деньгах

УрБК, Пермь, 30.10.2009. Депутаты пермского краевого парламента не дали известному политтехнологу Марату Гельману ...