Три четверти пригородных электропоездов Свердловской области могут быть отменены
Впервые за много лет ОАО «Свердловская пригородная компания» полностью отказано в бюджетных субсидиях. Соответствующее решение приняла Областная Дума, утвердив в первом чтении проект бюджета на следующий год. В ответ руководство компании предупредило областные власти о намерении отменить 180 из 244 ныне курсирующих пригородных электропоездов.
Напомним, областное Министерство финансов свою позицию обосновывает законом «О защите конкуренции». По мнению чиновников, перевозки, в том числе железнодорожные в пригородном сообщении, не подлежат субсидированию, так как не включены в статью 19 федерального закона. В Свердловской пригородной компании не согласны с министерством и утверждают, что на рынке железнодорожных перевозок конкуренция попросту отсутствует, а следовательно закон в данном случае просто неприменим.
Напомним, по итогам 2007 года ОАО «СПК» понесло ущерб в размере 998 млн. рублей. По итогам прошлого года размер убытков компании составил порядка 1,7 млрд. рублей. Текущий год компания, скорее всего, закончит с потерей примерно 850 млн. рублей, хотя есть мнение, что ущерб будет существенно выше.
В сложившейся ситуации и при отсутствии бюджетных средств единственным способом выжить для компании руководители ОАО «СПК» считают дальнейшее увеличение стоимости проезда в 2 или 3 раза и сокращение количества поездов.
«Придется из курсирующих сегодня 244 поездов отменить около 180 поездов, а также поднять тарифы для сохранения рентабельности перевозок», — отмечают в компании.
Стоит напомнить, что в течение года железнодорожники уже не раз принимали меры для снижения своих потерь: сокращение количества поездов, повышение стоимости билетов.
Напомним, до первых отмен по области курсировало 389 поездов. В ноябре 2008 года железнодорожники отменили 39 поездов, с 1 февраля 2009 года в Свердловской области было отменено сразу 57 пригородных поездов, в Пермском крае — 12 поездов.
Еще одним способом получения дохода для СПК стало введение комиссионного сбора с пассажиров за покупку билетов непосредственно в поезде. Стоит отметить, что законность последнего шага вызвала сомнение многих специалистов.
Отметим, что акционерами ОАО «СПК» являются областное правительство и Свердловская железная дорога. Формально они не имеют права допустить убыточности компании в течение двух лет, иначе это приведет к ликвидации компании в установленном действующим законодательством порядке и полному сворачиванию пригородных пассажирских перевозок по железной дороге.
Впрочем, ставить точку в данной истории рано. Компания уже предложила властям, то есть собственным акционерам, пересмотреть предложение Министерства финансов Свердловской области и в ходе совместных консультаций определить размер финансовой поддержки регионального пригородного комплекса. Учитывая, что согласительные процедуры по проекту бюджета только начались, а также социальную значимость вопроса, именно такой вариант представляется наиболее вероятным.
Однако в компании не скрывают, что даже в случае получения компенсаций все равно пойдут на дополнительное повышение тарифов и оптимизацию маршрутной сети.