«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Автодилеры пересаживаются на старое»
Салоны Екатеринбурга развивают вторичный рынок автомобилей
Екатеринбургские автодилеры в условиях почти двукратного падения продаж новых автомобилей стали развивать вторичный рынок. О своем намерении открыть дополнительные площади для подержанных машин заявили «Мазда-Автосан», «Хонда на Новосибирской» и «Оками». Отраслевые эксперты соглашаются, что этот сегмент растет, но рассчитывать на существенный рост дилерам не стоит — конечная цена автомобиля с пробегом в салоне всегда будет выше за счет дорогостоящей оценки.
О том, что автосалон планирует развивать продажи подержанных автомобилей, вчера на презентации рассказал гендиректор «Мазда-Автосан» (входит в группу «Автосан») Илья Чукреев на презентации. «Продажи новых автомобилей сократились практически вдвое: если по итогам 2008 года мы продали порядка 6,75 тыс. автомобилей, то прогноз на 2009 год — не более 3 тыс. автомобилей. Тогда как рынок подержанных автомобилей, по нашим оценкам, сократился лишь на 10,5%», — сообщил он. По словам начальника отдела продаж подержанных автомобилей дилерского центра «Хонда на Новосибирской» Сергея Гордина, до конца этого года компания также намерена открыть салон по продаже автомобилей с пробегом, зарезервировав для этого площадку в 100-150 машиномест. В отдельный сегмент уже выделены продажи автомобилей с пробегом в «Оками» и Lucki Motors. Ранее в городе-спутнике Екатеринбурга Березовском открылся специализированный автомолл «Березовский привоз», менеджмент которого также планирует сосредоточиться на продажах подержанных машин, принимая их на комиссию у населения.
Дилеры почувствовали верный тренд, считает начальник аналитического отдела фонда «Социум» (проводили исследование рынка автомобилей — «Ъ») Мария Бурлуцкая. «По данным нашего опроса, около 3,1% респондентов заявили, что в ближайшие три месяца планируют купить автомобиль. Аналогичный же показатель был в начале кризиса в сентябре 2008 года — 3,8%», — говорит госпожа Бурлуцкая. Она также отмечает, что если в 2008 году из планировавших покупку автомобиля только 28,6% собирались купить подержанный автомобиль, то в октябре 2009 года их стало уже 50%. «Правда, предъявляется жесткое требование к автомобилям — возраст не более 2-5 лет и стоимость до 600 тыс. рублей», — отмечает госпожа Бурлуцкая. При этом, уточняет она, на долю автосалонов приходится лишь 30% продаж подержанных автомобилей, остальное — это частные сделки, в обход автодилеров. «Мы встретились еще и с той проблемой, что сейчас спрос на подержанные автомобили превышает предложение, людей интересуют совершенно конкретные модели, но их пока не достаточно в салонах», — отмечает руководитель по продажам автомобилей с пробегом «Оками» Денис Смышляев.
Отраслевые эксперты и участники рынка отмечают, что, несмотря на рост спроса на подержанные автомобили, рассчитывать на большую долю их продаж через автосалоны вряд ли стоит. «Как показывает практика, в автосалонах услуги и сопутствующие товары дороже среднерыночных показателей на 20-25%, поэтому люди предпочитают работать в обход дилеров. Кроме того, основная сложность состоит в том, что в нашем городе не сформирована система независимой и быстрой оценки автомобиля. В основном она производится сравнительным анализом, по ценам объявлений, что неправильно, салон не может так рисковать, ему нужен анализ автомобиля и его комплексная оценка, что влечет за собой довольно существенные дополнительные затраты», — говорит директор Уральской ассоциации предприятий автомобильного бизнеса Валентин Антропов. С ним соглашается и гендиректор автосалона «Атлантик» Александр Чугаев: «Сейчас у салонов нет собственных оценщиков, поэтому провести качественную независимую оценку они могут привлекая дополнительных специалистов, что автоматически увеличивает конечную стоимость автомобиля при выставлении его на продажу».