Адвокат «Адвокатского бюро 35» Михаил Козлов: Потребители, прежде чем оплачивать услуги по квитанциям «Факториалов», должны проявить бдительность
УрБК, Екатеринбург, 10.09.2009. «Опасения насчет того, что «ООО «Факториал-Е» и ООО «Факториал-Сервис» не могут произвести уступку прав и обязанностей, так как данные предприятия захвачены и в настоящее время идут судебные и уголовные разбирательства, наложены обеспечительные меры, на мой взгляд, беспочвенны. Уступить права и обязанности можно и во время разбирательств (если не действует судебный запрет, а это редкость), заключив хозяйственный договор и при этом обязательно надлежащим образом уведомив контрагентов (клиентов — ТСЖ, граждан, с кем заключен договор). Компании могут между собой спорить, но их хозяйственная деятельность продолжается, если не оспариваются сами договоры по домофонам и Интернету, чего в данном случае нет», — заявил УрБК адвокат «Адвокатского бюро 35» Михаил Козлов.
Напомним, в Екатеринбурге продолжается конфликт между двумя компаниями, работающими в сфере обслуживания домофонных систем. ООО «Факториал ЕК» и «Факториал-ЕК» обвиняют друг друга в незаконной работе на рынке установки и обслуживания домофонных устройств. В частности, в ООО «Факториал ЕК» заявляют, что ООО «Факториал-ЕК» создано как двойник данной компании в целях введения в заблуждение абонентов и сознательного захвата рынка в сфере бытовых услуг. В ООО «Факториал-ЕК», в свою очередь, заявляют о том, что именно в этой компании должны обслуживаться абоненты, установившие устройства соответствующей марки.
«С другой стороны, уступка прав и обязанностей кому бы то ни было — это договор. Если в последующем будет установлено, что уступку совершило неуполномоченное лицо, то этот договор уступки будет признан ничтожным со всеми вытекающими последствиями. Однако многочисленные клиенты всевозможных «Факториалов» в любом случае не являются стороной по сделке уступки прав, следовательно, их это не коснется», — полагает эксперт.
«Предположение, что фирма ООО «Факториал-ЕК» создана как двойник компании ООО «Факториал ЕК» в целях введения в заблуждение абонентов и сознательного захвата налаженного рынка в сфере бытовых услуг», сомнительно и рассчитано на очень неискушенную аудиторию. Поскольку каждое юридическое лицо идентифицируется (устанавливается) не по названию, а по номерам ИНН и ОГРН. Эти номера уникальны, в отличие от названий. В любой квитанции, которую получают жильцы домов, указаны, помимо названий компаний-получателей, и эти данные. И их легко можно сравнить», — отмечает М. Козлов.
«Заинтересованные лица, граждане, управляющие компании, ТСЖ, прежде чем оплачивать услуги по квитанциям, должны проявить бдительность. Им необходимо уточнить, с кем у них заключен договор на обслуживание домофонов, и сверить ИНН, указанный в этом договоре и на квитанциях, — убедиться, что именно та самая компания выставила счет. Если у них заключен договор с уже действительно ликвидированным ООО «Факториал», то все их обязательства перед этой организацией уже прекратились в соответствии со ст. 419 Гражданского кодекса РФ («Прекращение обязательства ликвидацией юридического лица»)», — советует специалист.
«Если кто-либо будет требовать оплаты (исполнения заключенного договора с ООО «Факториал»), ссылаясь при этом на якобы правопреемство от «Факториала», то необходимо быть осмотрительными и попросить требователя платежа ознакомить с передаточным актом или разделительным балансом (в зависимости от формы реорганизации). Эти документы должны быть утверждены учредителями, то есть также было бы хорошо ознакомиться и с выпиской из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц), чтобы понять, подписи каких учредителей должны стоять на передаточном акте или разделительном балансе, и сравнить», — отмечает адвокат.
«Таким образом, было бы неверно потребителям бездумно платить по любой квитанции, положенной в их почтовый ящик, так же как неверна позиция, что никому не нужно платить, пока компании не решат между собой спор в судебном порядке. В обоих случаях нужно разбираться, есть ли правовое основание для оплаты. А вообще, раз идет борьба за домофонный рынок — это хорошо: значит, он есть, и есть за что бороться, и потребитель от этого только в плюсе. Если что-то не устраивает, можно выбрать любого другого контрагента, у нас ведь свобода договора», — констатировал М. Козлов.