Обзор прессы
09.09.2009

«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Где здесь у вас туалет?»

Эксперты выяснили, как относятся к клиентам в уральских банках

77 таинственных агентов на протяжении нескольких недель работали в трех городах Урала — Екатеринбурге, Перми и Челябинске. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, как к рядовому клиенту относятся в различных банках Уральского региона.

Таинственным агентам по легенде необходимо было получить у сотрудников банка консультацию по депозиту. При этом задача состояла в том, чтобы оценить весь комплекс составляющих банковского обслуживания: от того, насколько квалифицированную консультацию получил клиент и сколько времени ему пришлось провести в очереди, до внешнего вида сотрудников, наличия улыбки на их лицах, и даже возможности посетить в офисе банка туалетную комнату. В задачи исследования умышленно не входил анализ предлагаемых банками продуктов. Важно было определить отношение как фактор формирования в дальнейшем доверия клиентов к определенному кредитному учреждению.

В поле деятельности экспертов попало семь банков, куда они методично наносили визиты. Как показал анализ последующего анкетирования, больше всего внимания банки уделяют состоянию офисов (практически все они выглядели так, будто вчера в них сделали ремонт) и внешнему виду сотрудников. Банковские работники, особенно во фронт-зоне, как правило, неукоснительно соблюдают требования дресс-кода. В итоге эти факторы получили максимальную оценку инспекторов — от 80 до 90 баллов из ста возможных.

При этом слабым местом с точки зрения качества обслуживания оказался уровень коммуникации сотрудников с клиентами. Банковские работники далеко не всегда могли профессионально выявить потребности обратившихся за консультацией (74,5 балла) и верно сформировать предложение (61,3).

То, как встречают клиентов в уральских банках, тайные агенты оценили на 60,3 балла. При этом немаловажным при оценке оказался такой показатель, как улыбка. По данным исследования выяснилось, что чаще всего улыбаются в банках Екатеринбурга и Перми (85,7) и значительно реже — в Челябинске (61,9); по всей видимости, там работают куда более суровые сотрудники.

Представитель одного из банков — лидеров по улыбкам, позже отвечая на вопрос, как они обучают своих сотрудников улыбаться, раскрыл профессиональный секрет: «Просто мы изначально принимаем на работу именно радушных людей. А иногда даже переманиваем улыбчивых из других банков». Именно улыбка на лицах сотрудников, по мнению экспертов, — это первый показатель того, рады ли клиенту в банке, ждут ли его там. Когда сотрудник, потупив взор и бурча себе под нос, доносит до клиентов информацию о банковских продуктах, клиенты если и не с трудом, то, по меньшей мере, настороженно и с недоверием воспринимают ее. Более того, исследование показало, что клиенты порой готовы идти в тот банк, где к ним гарантированно отнесутся хорошо. При этом даже в том случае, если предлагаемый продукт стоит там несколько дороже, чем в других кредитных учреждениях. В данном случае и сказывается сформировавшееся доверие именно к определенному банку.

Как показал мониторинг, 79 процентов уральцев, обратившихся в кредитное учреждение, проводят в очереди менее пяти минут, от пяти до десяти минут — 12 процентов, и 9 процентов вынуждены ждать более 10 минут.

Одним из самых любопытных пунктов исследования стал тест на то, можно ли посетить в банке туалет. Как правило, в подавляющем большинстве офисов туалетная комната предусмотрена только для сотрудников. И по легенде тайному агенту нужно было попросить работника провести его в рабочую зону для персонала. Казус состоял в том, что сотруднику это запрещено делать по условиям работы. Что он предпочтет? Интересы клиента? А может, проявит осторожность в опасении вызвать нарекания руководства?

Лидеры рейтинга доказали: служебный туалет открыт для клиентов в 63,6 процентах случаев. Отстающие банки не готовы поделиться туалетом с клиентами — его двери отрыты только в 36,4 процентах случаев. Между тем, как отмечают эксперты, доступность туалетной комнаты — это не такой уж второстепенный показатель в работе кредитного учреждения. В банке клиентам порой приходится проводить не один час, оформляя различные бумаги. И такая «мелочь», как возможность посетить туалет, может навсегда отбить охоту посещать такой банк в дальнейшем.

Как позже пошутил по этому поводу управляющий одного из банков, принявший участие в скрытом мониторинге: «Если клиент открывает счет, то туалет для него, конечно, доступен, а если закрывает — то, увы».

В целом по итогам исследования все три города продемонстрировали примерно равное по уровню качество обслуживания в банковской сфере. Общая оценка по Уралу составила 74,9 балла из ста. Как признаются управляющие банков, эти результаты подтвердили и их собственные скрытые исследования, которые они периодически проводят для повышения качества работы сотрудников.

Оценивая результаты мониторинга, заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин отметил, что исследование, безусловно, вызывает интерес и заставляет банки лучше работать, но вместе с тем оно, конечно, не может рассматриваться со строгих позиций статистики, поскольку в основе своей носит субъективный характер. Ибо невозможно с точностью до десятых оценить, в каком из банков клиента больше всего ценят и любят.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
15.04.2011 Филиал ООО КБ «Кольцо Урала» в Шадринске признан одним из лучших кредитных учреждений города

УрБК, Екатеринбург, 15.04.2011. Филиал «Шадринский» ООО КБ «Кольцо Урала» признан одним из лучших кредитных учреждений ...

03.09.2009 По результатам исследования группы компаний Nextep, показатели ОАО «Банк «УралСиб» в рейтинге качества банковских услуг могут свидетельствовать о низкой степени удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в данном банке

УрБК, Екатеринбург, 03.09.2009. ОАО «Банк «УралСиб» заняло одно из самых низких мест в рейтинге, составленном по ...

03.09.2009 Группа компаний Nextep: Сотрудники ОАО «СКБ-банк» чаще улыбаются клиентам

УрБК, Екатеринбург, 03.09.2009. Аналитики группы компаний Nextep провели исследование качества обслуживания клиентов в ...

03.09.2009 Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин: У меня нет оснований как доверять результатам исследования, проведенного на Урале группой компаний Nextep, так и не доверять им

УрБК, Екатеринбург, 03.09.2009. «Результаты рейтинга, составленного группой компаний Nextep, получились интересными, но ...

03.09.2009 Группа компаний Nextep: По уровню качества предоставляемых банковских услуг Екатеринбург опережает Москву

УрБК, Екатеринбург, 03.09.2009. Сегодня в Екатеринбурге группа компаний Nextep обнародовала результаты независимого ...