«МК-Урал» и Евгения Башкирова: «По ком звонит колокольчик»
1 сентября Эдуарда Росселя: в Свердловской области закрыто несколько десятков школ.
Новый учебный год в Свердловской области начинается неспокойно. Так, накануне Дня знаний премьер-министр Владимир Путин подверг резкой критике готовность свердловских школ к новому учебному году. Одновременно в редакцию газеты «МК-Урал» поступило письмо с жалобой на региональные власти из села Темофеево Слободо-Туринского района, где расформировывают единственную школу. А в Екатеринбурге 1 сентября родители учеников одного из «ликвидированных» учебных заведений Верх-Исетского района собрались объявить голодовку.
Губернатору — «двойка»
27 августа департамент информационной политики губернатора распространил информацию о том, что Эдуард Россель отправляется в Москву по приглашению председателя правительства РФ Владимира Путина. Цель визита — участие в рабочем совещании, на котором рассматривались вопросы готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Сторонники Эдуарда Росселя вздохнули с облегчением: Россель едет к Путину, накануне судьбоносного для области события — выбора Президентом кандидата в губернаторы. Это можно было бы воспринять как явный положительный знак. Однако радость по данному поводу быстро сменилась огорчением: Путин подверг Росселя резкой критике. По информации премьер-министра, на 28 августа в Свердловской области к началу учебного года было готово всего 76% школ, хуже только на Камчатке — 74%.
Губернатор «ошибки» не признал ни перед российским премьером — Россель настаивал на том, что в регионе со школами все в порядке, ни перед свердловскими журналистами — на своей традиционной ежемесячной пресс-конференции он заявил следующее:
— Я не знаю, кто туда (в Москву — прим. ред.) такие данные дал и не хочу этим вопросом задаваться. Я просто отвечу — мы готовы на 100%, — в интонации губернатора послышались нотки предчувствия заговора.
Отметим, ранее в Министерстве общего и среднего образования Свердловской области заявляли, что готовность к новому учебному году (на состояние 28 августа) составляет лишь 98%.
Крик души
Образовательную систему Свердловской области этим летом постигло серьезное потрясение, имя которому — реорганизация. Суть реорганизации заключается в том, что малокомплектные школы как экономически невыгодные закрываются, а детей и учителей переводят в другие, более крупные образовательные учреждения. Всего в течение 2009 года в Свердловской области была закрыта 21 школа, в том числе семь — в Екатеринбурге. Процесс реорганизации затронул интересы около 3% школьников от всего количества обучающихся в регионе.
— За последние пять лет количество школьников уменьшилось на 66 тысяч человек, происходит так называемое демографическое сжатие населения, при этом ликвидированных школ всего порядка сорока, — объясняет ситуацию министр общего и профессионального образования Александр Соболев. — Ликвидировали те школы, которые просто нельзя не закрыть. Например, образовательное учреждение посещает 9-8 детей, которых обучают 18 педагогов. Так выглядит реальная ситуация. Реорганизация это не только закрытие, но и укрупнение школ. Формирование на базе школ дошкольных учреждений.
По мнению Александра Соболева, негативное отношение населения к процессу реорганизации школ было спровоцировано искаженными сообщениями средств массовой информации, в то время как «это всего лишь обычное перераспределение ресурсов». Однако родители и дети, которым пришлось столкнуться с «реорганизацией», считают иначе.
Так, в редакцию газеты «МК-Урал» поступило письмо из села Тимофеево Слободо-Туринского района. Обращение было подписано 275 жителями села. В письме сообщается, что в селе собираются закрыть единственную школу, работающую еще с 1894 года.
— Для нас это (закрытие школы – прим. ред.) большой удар, — жалуются в письме жители села Тимофеево. — Руководители региона, в том числе нашего муниципального района сетуют на то, что содержание малочисленных школ экономически нецелесообразно. А мы считаем, что к этому вопросу необходимо подойти с другой стороны: сделать все, чтобы молодежь оставалась здесь, чтобы люди ехали на село, помогали возрождать сельское хозяйство… Не секрет, что школа для любого села — это жизненно важный орган, можно сказать, его сердце. Не будет его — село погибнет… Когда же, наконец, власти будут думать о простом человеческом желании: жить и работать в родном селе, возрождать его?
Строчки письма очень схожи с программными заявлениями действующего губернатора Эдуарда Росееля, который так любит вспоминать свой масштабный проект «Уральская деревня», но очевидно, что данный случай подтверждает: помпезные обещания и реальность расходятся.
Министр общего и профессионального образования Александр Соболев комментирует ситуацию сельских школ следующим образом:
— Что касается сельских школ (всего три случая в области), то речь идет о реорганизации путем присоединения малокомплектной школы к крупной где-то рядом. При этом решается проблема подвоза. Все согласовано и делается по решению сельского схода.
Непокорный профессор
Проблемы реорганизации школ коснулись родителей не только сельских школьников, но и городских. В частности, в Екатеринбурге профессор факультета журналистики Уральского госуниверситета Дмитрий Стровский объявил о своей готовности начать голодовку в знак протеста против закрытия школы №199, в которой учился его сын. Такое заявление вызвало широкий общественный резонанс, так как фигура профессора Стровского достаточно известна в научных кругах.
Так, 1 сентября несколько выпускников школы №199, а также несогласные родители во главе с Дмитрием Стровским и бывшим директором ликвидированного учебного заведения устроили «протестную» линейку около здания закрытой гимназии. Основным их требованием было возобновить работу школы. Как сообщают региональные СМИ, на руках у митингующих есть решение суда, согласно которому школу вообще не имеют право закрывать. Родители собираются продолжить борьбу за права своих детей.
Так начинается новый учебный год в Свердловской области: скорее в «огне» социальных волнений и недовольств, нежели в спокойной атмосфере знаний, белых бантов и букетов гладиолусов.