На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает генеральный директор некоммерческого партнерства «Управление строительства «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев.— Анализируя ситуацию, в которой сейчас оказались участники строительного рынка Екатеринбурга, в том числе — его лидеры, в чью пользу будет сравнение?— Если говорить обо всей отрасли в целом и компании «Атомстройкомплекс» в частности, то положение у всех нас сходное. Мы уже год живем в кризисе и, к сожалению, успели привыкнуть к этому. Сегодня мы все делаем для того, чтобы с наименьшими потерями из него выйти.
Сегодня как раз такая ситуация, когда нет противоречий между желанием заказчика построить дешевле и желанием подрядчика продать подороже. Сегодня, в кризис, этого противоречия нет. Строители готовы строить без дохода, только для того, чтобы сохранить свою компетенцию и людей.
Но при этом я не могу сказать, что сегодня у строителей нет заказов. Заказы есть. Их просто недостаточно для того, чтобы отрасль функционировала в нормальном режиме. Поэтому если все мы хотим, чтобы строительство продолжало существовать, то сегодня необходимо поддержать строителей, так как это выгодно всем.
Один строитель дает работу семи работникам различных профессий. Это и металлурги, и машиностроители, и люди, обслуживающие жилье, и люди, занимающиеся торговлей. Построить как можно больше жилья и других строительных проектов — это общегосударственная задача. Во-первых, сохраняются сами строители. Во-вторых, работу получает огромное количество людей, а также те, кто будут делать заказы на государство. Либо это могут быть частные лица, которые получат сегодня высококлассный продукт по самой низкой стоимости. Поэтому я очень надеюсь на то, что в праздник строители будут услышаны и заказов будет больше.
— Каково сегодняшнее положение дел в компании «Атомстройкомплекс»?— Ситуация начинает улучшаться, но для этого мы очень много работаем. Мы боремся за заказы. А наше жилье стоит так дешево, как давно уже не стоило. Продажи идут. Мы бьемся за все бюджетные заказы и стараемся побеждать. Сегодня мы договорились со Сбербанком, который окажет нам поддержку и уже сейчас нам предоставляет кредиты под разумные проценты на строительство. Поэтому говорить о том, что все плохо, конечно, мы не можем. Сбербанк понимает, что нужно помочь строителям, и начинает финансировать наши стройки. Я не могу сказать, что сегодня это понимают другие банки. У них сейчас безобразная политика.
Предприятие живет, если оно строит. Это касается и страны, и города, и, конечно, самих строителей. Поэтому если мы станем ориентироваться на то, чтобы прекратить стройку, то строителей просто не станет. Недаром банкиры говорят: если банк строится, то он может умереть завтра; если банк не строится, то он уже умер.
Если никого не финансировать, то несложно представить, что будет с экономикой завтра. Поэтому общая задача сегодня — обеспечить движение денег, в том числе и в строительстве. Все для того, чтобы у людей была заработная плата, чтобы люди имели возможность построить жилье. Чтобы завтра были садики, школы и больницы. И чтобы все, кто задействован в строительстве, имели работу. Потому что если плохо будет строителям, то плохо будет всем. А мне очень хочется, чтобы всем было хорошо.
Конечно, сегодня никаких трагедий нет. Снижения объемов производства нет, просто после падения они не растут такими темпами, которыми хотелось бы.
Мы продолжаем строить. Все, что мы запланировали на этот год, постепенно идет. Это достаточно много объектов. Все, что мы обещали, мы делаем. Однако пришлось перенести некоторые уже заранее спланированные объекты, потому что сейчас мы не можем себе позволить распылять финансы. Мы строим сегодня то, что для нас наиболее приоритетно, и, конечно, то, на что нам хватает денежного потока.
— О каких проектах идет речь?— В первую очередь это такие объекты, как жилой дом на ул. Билимбаевской (сдача объекта в сентябре), где 21 квартира — а это более 2 тыс. кв. м — отдана по заказу Министерства регионального развития РФ, то есть людям, которые проходят по программе отселения из ветхого и аварийного жилья.
Это жилой дом на ул. Технической, где мы тоже сделали предложение Министерству обороны РФ и предлагаем ему более ста квартир. Мы ведем сейчас на этом объекте работы и готовим его к вводу в октябре этого года. Это жилой комплекс бизнес-класса на пересечении улиц Куйбышева — Московская. Работы на нем начали, и уже в начале следующего года планируем завершить первую очередь и в дальнейшем уже не останавливать объект до самого завершения (имеется в виду строительство всего данного микрорайона).
Это жилой дом на ул. Фучика, где мы приступили к нормальной работе, договорились со всеми инвесторами. Уже на следующий год определен план финансирования, и сейчас ведем подготовительные работы. Это жилой комплекс на пересечении улиц Уральская — Советская, где мы нашли понимание банка, сейчас получаем финансирование и тоже обязательно закончим. Это интересный объект на ул. Красноармейской, 71, где мы тоже нашли инвесторов, тоже с августа возобновляем полноценные работы, и дом уже через 8 месяцев будет сдан. Строительство второго дома на ул. Вилонова планируется возобновить в ближайшее время; в доме по ул. Рассветной уже возобновлены работы. Я уже не говорю про наш эксклюзивный 47-этажный дом в центре, на ул. Февральской Революции, на котором мы тоже работаем и сделаем все по графику.
Работа ведется. Объекты, которые мы планировали в этом году строить, заканчивать, мы обязательно сделаем. На всех объектах, что мы планировали, не так, может, быстро, как нам хотелось бы, но работа активизируется. То есть мы сейчас «запрягаем» и, надеюсь, «очень быстро поедем», как это мы умеем. Благодаря имеющимся ресурсам и вновь появившимся возможностям мы уже начинаем нормально работать.
Вот пример объекта на ул. Фучика, на который мы нашли финансирование и начали работать. И такая работа сейчас ведется по всем объектам, где это необходимо. Нам сейчас понятно, как и нашим партнерам-инвесторам, как организовать дальнейшую работу. Это, конечно, не сорок объектов, — быть может, двадцать пять, но это движение вперед.
— Что изменилось в практике работы строительных компаний с развитием кризиса?— Сегодня мы с удовольствием работаем по государственным заказам. Там мы вообще, что называется, не останавливаемся. И только благодаря этой работе мы успешны. Это Постановление правительства Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 150 «Об организации строительства для отдельной категории граждан». Мы получили кредит под гарантию Свердловской области. За счет этого строим дома для бюджетников и их семей. Это дом на Широкой речке в Екатеринбурге. Он сдается уже в начале следующего месяца. В четвертом квартале этого года завершится строительство большого дома в Первоуральске.
Если говорить о федеральных заказах, то это перинатальный центр, который мы сейчас строим. Очень серьезный объект, первое и пока единственное такое медицинское учреждение на Урале. Также по заказу города мы строим два детских садика, заканчиваем реконструкцию гимназии № 104 в Железнодорожном районе, где мы практически перестроили заново здание, создав первоклассное образовательное учреждение. Совсем скоро глава города будет эту школу открывать. Мы участвуем в строительстве садика в районе «Академическом». Это очень здорово: люди, которые впоследствии заедут в дом в «Академическом», будут знать, что рядом с ними расположен садик.
То есть, если сейчас поездить по городу, можно увидеть, что все наши объекты оживают, кто быстрее, кто медленнее. Но точно одно: что работа ведется и ситуация начинает улучшаться.
— Каковы Ваши личные ощущения от работы в новых, более жестких условиях?— Кризис — это хищник, который нападает, когда меньше всего этого ожидаешь. Поэтому нам надо всегда быть готовыми к работе в трудных условиях, и сегодняшний кризис это еще раз подтверждает.
Сегодня необходимо мобилизовать все ресурсы, чтобы сохранить строительный комплекс. Вот почему важно, чтобы на рынке оставались профессионалы.
— Какую роль играют застройщики в целом и «Атомстройкомплекс» в частности в организации в новостройках управления жилым фондом?— «Атомстройкомплекс» — это комплексная компания, которая отвечает за все, начиная от выбора площадки для строительства, проектирования, самого строительства и заканчивая продажей и эксплуатацией построенного жилья.
Мы не можем выпускать «запчасти к машинам», не делая их сборку, — это во-первых. А во-вторых, что это за «завод», который не имеет своего сервиса? Кто будет у него «машины» покупать? Мы понимаем, что нашему клиенту важно не только чтобы дом был хорошо построен, но и чтобы хорошо обслуживался. К сожалению, наш опыт подтверждает утверждение о том, что если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам. Раньше все предприятия, особенно строительные, были основаны на этом принципе. Может быть, с точки зрения капиталистической организации труда это не совсем правильно и специализированные предприятия являются более конкурентоспособными, но именно в нашей стране своя специфика. Поэтому, в принципе, мы присутствуем во всех сферах строительного бизнеса и сервиса услуг, связанного с ним. Хотя в начале нашей деятельности мы хотели передавать управление нашими домами, но опыт оказался неудачным.
— Как на практике работает механизм взаимодействия строительной и управляющей компаний?— Мы стараемся, чтобы все наши дома были в управлении наших компаний. Мы разработали вместе достаточно жесткий регламент приемки, который минимизирует, насколько это возможно, какие-либо недоделки, чтобы потом не стыдно было перед нашими клиентами. Конечно, можно критиковать и нашу компанию, потому что вопрос с обслуживанием людей всегда достаточно сложный. Сфера обслуживания всегда у нас традиционно немного хромает в плане сервиса, потому что опыт качественной работы с клиентами в нашей стране невелик по сравнению с другими странами. В любом случае, если не работать в сфере обслуживания, такого опыта никогда и не появится. Поэтому надеюсь, что наша управляющая компания «Территория» станет одной из серьезных компаний в сфере обслуживания и управления жилым фондом в городе.
Мы по-другому не можем. Считаем наше жилье достаточно качественным и современным в плане инженерного оборудования, технического уровня зданий, и не хотелось бы продукт высокого потребительского качества передавать в эксплуатацию кому-то чужому. Мы должны это делать сами как серьезная крупная компания. И знать все наши плюсы и минусы. Вот, собственно, почему мы и занимаемся обслуживанием.