«Ведомости» и Алексей Непомнящий: «Стоп, машины!»
Летние каникулы устраивает себе большая часть российского автопрома. Часть каникуляров уверяют, что остановка плановая
С начала августа «АвтоВАЗ» может на целый месяц остановить главный конвейер, сообщили источники «Интерфакса». Это один из вариантов, которые рассматривает руководство, объяснили в пресс-службе «АвтоВАЗа», решение должно быть принято к концу недели. Остановка будет незапланированной: «АвтоВАЗ» предполагал сократить до 20 часов рабочую неделю с сентября 2009 г. по февраль 2010 г. Это вынужденный шаг: в начале июля на складах и у дилеров оставалось 80 000 готовых автомобилей.
Простой летом
Дольше всех каникулы будут у петербургского завода General Motors – с 1 июля по 31 августа. По две недели стоят «GM-АвтоВАЗ» (с 13 июля) и Volkswagen (с 20 июля), с 20 июля по 10 августа будет стоять Ford, с 3 по 16 августа – Toyota, с 3 по 23 августа – «Автофрамос».
Как выяснили «Ведомости», в августе не будет работать половина российских автозаводов, выпускающих легковые автомобили (см. врез). В течение августа остановится и крупнейший в России производитель грузовиков «Камаз»: в стоке уже находится около 4000 машин, а месячные продажи сейчас примерно вдвое меньше, объясняет директор по корпоративным финансам предприятия Елена Милинова: «Выгоднее на месяц прекратить производство, чем устанавливать сокращенную рабочую неделю, — так мы сможем экономить на электричестве и других расходах».
А вот Nissan, «Тагаз», «Соллерс» и «Автотор» не станут останавливать конвейер. Петербургский завод Nissan заработал 2 июня, продажи еще не начались, объясняет представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова. «Автотор» несколько раз останавливал завод в первом полугодии, производство приведено в соответствие со спросом, причин для новой остановки нет, говорит гендиректор компании Валерий Горбунов. Аналогичные причины продолжения работы называет и представитель «Соллерса».
Остановки не всегда связаны с падением авторынка: останавливать производство и отправлять всех рабочих в отпуска — стандартная практика, уверяет представитель Volkswagen Юлия Карулина.
Августовский отпуск на «Автофрамосе» плановый, то же самое было и в прошлые годы, объясняет представитель российского Renault Ольга Сергеева. Кризис мало отражается на компании: продажи Renault Logan, который выпускает «Автофрамос», снизились в июне этого года на 22%, рынок в целом упал на 56% (данные Ассоциации европейского бизнеса).
А группа ГАЗ даже увеличивает продолжительность работы: головное предприятие завода переходит на пятидневную рабочую неделю, рассказала «Ведомостям» зампред правления «Русских машин» (основной акционер ГАЗа) Елена Матвеева: «Сейчас мы работаем так, будто кризис кончился и начался период очень низкого спроса. То есть мы работаем в плановом режиме, без остановок». По прогнозу группы ГАЗ, спрос на «Газели» составит в июле — августе 5600 шт. в месяц, столько машин и намерен выпускать завод. Это позволит поддерживать уровень безубыточности, к которому автозавод пришел в начале июля, подчеркивает Матвеева.
Остановка производства — естественная реакция автопроизводителей на снижение спроса вдвое по сравнению с прошлым годом, рассуждает директор по развитию «Автомира» Сергей Вятченков: «О затоваривании дилеров речи не идет, они уже несколько месяцев назад перестроили работу в соответствии с новыми условиями и закупают только те объемы, которые необходимы». А вот некоторые производители, например Toyota, до сих пор продолжают распродавать запасы машин, произведенных еще в прошлом году, замечает он.