Специалисты отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» провели анализ жалоб потребителей на действия фирм и индивидуальных предпринимателей за 2008 — первый квартал 2009 года.
В 2008 году сотрудники отделов экспертиз провели 7520 консультаций по вопросам потребительского законодательства. Большая часть потребителей жаловалась на приобретение некачественных товаров.
Значительная часть обращений касалась товаров, приобретенных в торговых точках ООО «Эльдорадо» и ОАО «Связной Урал».
Установлено, что сотрудники этих магазинов отказывают в просьбе покупателям, которые требуют проверить качество приобретенного товара, направляют их в сервисные центры, навязывая гарантийное обслуживание, нарушают сроки проведения проверки качества и сроки замены товара или возврата его стоимости, не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре, а также неправильно толкуют закон РФ «О защите прав потребителей» и разъясняют его клиентам.
Увеличивается число жалоб на действия сервисных центров по ремонту сотовых телефонов. Яркий пример — сервисный центр «Моби Сервис» (ИП Шляпников С.Б.).
«Главное нарушение, которое допускают работники центра, — затягивание сроков
ремонта сотовых телефонов. Более того, часто клиенты вообще не могут получить обратно свои телефоны. Причин отказа в выдаче аппаратов в центре не называют», — отмечают в Роспотребнадзоре.
Также в органы экспертиз часто поступают жалобы на бытовое обслуживание и управление жилищно-коммунальным хозяйством. Зачастую компании выполняют работы некачественно. Фирмы, которые устанавливают окна и двери, делают в квартирах ремонт, а также ремонтируют бытовую технику, нарушают сроки выполнения работ.
Только за 2008 год в органы по защите прав потребителей Свердловской области поступило более 150 жалоб на действия «оконных» компаний ООО «Ротокс Фенстер Рус», ИП Долматов С.Ю., ЗАО «Первая оконная», ЗАО «Уральская индустриальная группа».
«Эти фирмы нередко заключали договоры на изготовление и установку окон, но по факту их не выполняли. В своих жалобах потребители рассказывали, что представители компаний требовали внесения полной суммы за изготовление и установку окон. Они заявляли, что поставят окна только в этом случае. Часть потребителей направила жалобы на действия этих фирм в правоохранительные органы. После были подготовлены и направлены исковые заявления в суд. Но, несмотря на то, что суд вынес решение в пользу потребителей, свои обязательства перед ними эти фирмы так и не выполнили», — отмечают в ведомстве.
Еще одна компания, которая не выполняет своих обязательств, — ООО «Мегадорс». Она заключает договоры розничной купли-продажи на передачу межкомнатных дверей. Потребители производят 100%-ную оплату товара, но его поставка в указанный срок не производится. Из-за того что ООО «Мегадорс» постоянно откладывал выполнение своих обязательств, потребители обратились в суд.
Отметим, что, по данным администрации Екатеринбурга, в городе резко выросло число жалоб на качество продуктов питания. Так, за I полугодие 2009 года рост составил 30—45%.
Около 30 заявителей пожаловались на продажу алкоголя несовершеннолетним, еще 27 человек не устроило большое количество воды после разморозки рыбы. Значительно возросло и количество жалоб на мясо и мясные полуфабрикаты. В основном заявители сетовали на нарушения правил торговли — отказ продавцов отрезать металлические «закрутки» на колбасе при взвешивании, переклейку срока годности, а также продажу некачественных полуфабрикатов в трейлерах.
Традиционно возросшее летом количество жалоб на овощи и фрукты по-прежнему касается обсчета, обвеса и хамства — на них пожаловались более 100 человек. Еще 25 остались недовольны качеством и условиями хранения молочных продуктов.
В сфере услуг жалобы в основном касались срывов сроков ремонта бытовой техники и обуви, нарушений при установке дверей, а также обмана при заказе на изготовление ювелирных изделий.