Porshe Cayenne: девальвация статуса
Приобретение дорогостоящего автомобиля «элитной» марки традиционно является способом демонстрации высокого статуса владельца. Однако неизбежный рост числа «статусных» машин нередко приводит к девальвации символического значения автомобиля.
Так, в начале 90-х годов прошлого века такими «статусными» автомобилями были Mercedes и Toyota Land Cruiser. С повышением уровня жизни россиян эти машины достаточно быстро стали массовыми и перестали выполнять роль маркера принадлежности к высшему экономическому классу.
Сейчас аналогичная судьба, очевидно, постигла «автомобильный фетиш» начала этого века – автомобиль Porshe Cayenne. Если еще несколько лет назад это была редкая, дорогостоящая машина, обладание которой действительно подчеркивало имущественный статус владельца, то в последние годы она стремительно теряет свое символическое значение. Причиной девальвации статуса автомобиля стала его популярность, благодаря которой из элитного он становится «массовым».
Высокий спрос породил предложение, питаемое в основном вторичным рынком Европы и США. Подержанные машины неизвестного качества, но с запоминающимися обводами, стали обычным явлением в Екатеринбурге. Нередкой становится ситуация, когда в одной и той же екатеринбургской пробке можно увидеть рядом два, а то и три Porshe Cayenne. Точное число автомобилей этой марки, зарегистрированных в столице Урала, неизвестно, но, по неофициальным данным, оно превышает 250 штук. Только на популярном екатеринбургском городском портале «Е1» по состоянию на 10 июня 2009 года размещено 38 объявлений о продаже Porshe Cayenne, причем диапазон цен начинается от вполне демократичных 1,5 миллиона рублей.
Это мнение разделяют и профессиональные имиджмейкеры.
«Чем больше машин той или иной марки становится у нас на дорогах, тем скромнее становится её статус. Так, например, произошло с Porshe Cayenne. Ранее это был очень престижный автомобиль, но сейчас, когда этих автомобилей, по крайней мере в Екатеринбурге, стало чрезвычайно много, он потерял свой статус и перестал быть чем-то уникальным. Хотя у многих автолюбителей, особенно мужчин, есть свои предпочтения по маркам, и они двигаются вверх в пределах любимого бренда», — заявляет имиджмейкер-стилист ООО «Агентство «Имиджсервис» Ирина Розова.
Все эти факты свидетельствуют о продолжающемся падении значения Cayenne как предмета престижного потребления.
Не исключено, что уже в ближайшем будущем Porshe Cayenne станет еще более доступным. Если от машины в массовом порядке начнут избавляться те, кто покупал её для подчеркивания собственного статуса, предложение на автомобили этой марки может существенно превысить платежеспособный спрос. В этом случае по цене подержанный Cayenne может сравняться с вполне «бюджетной» новой иномаркой бизнес-класса. Одновременно такая ситуация может ударить и по официальным дилерам марки: спрос на новые машины этого класса в ближайшее время может исчезнуть в принципе.
В то же время снижение символического значения этой машины неизбежно порождает новую интригу, так как возникает вопрос: какой автомобиль в условиях продолжающегося экономического кризиса сможет занять ту нишу, которую сейчас освобождает Porshe Cayenne?