«Вечерний Екатеринбург» и Виктор ТОЛСТЕНКО: «Есть шанс удариться в октябре о коммуналку…»
Как уже известно, с 1 октября с. г. областные власти отменяют натуральные льготы в системе жилищно-коммунального хозяйства и переводят их в денежную форму. Данная система коснётся чуть не четверти населения Свердловской области — более 900 тыс. человек, треть из которых живут в Екатеринбурге.
Масштабу новации добавляет то, что льготники живут зачастую вместе с близкими родственниками-домочадцами, которые за долгие годы привыкли, что в их общей жировке за коммуналку есть строка со скидкой. Скидка эта больше или меньше в зависимости от сезона — вот сейчас, например, отопление отключено, и скидка меньше; в октябре включат — и скидка будет…
Вот тут я чуть не оговорился — хотел сказать по-старому: «больше», — но на сегодняшний момент НИКТО НЕ ЗНАЕТ СУММ этих скидок и НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТЕН МЕХАНИЗМ формирования перевода натуральной льготы по ЖКХ в денежную составляющую. Потому что свердловские законодатели ничего этого не определили. Допускаю, каждый для себя они знают процедуру и даже способ, который планируется применить при определении компенсационных сумм, но молчат. А что скажешь, если, голову даю на отсечение, ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЗАМЕНЫ ЛЬГОТ ДЕНЬГАМИ НЕ ПРОИЗОЙДЁТ. Как с льготами на проезд в общественном транспорте: законодатели тоже кричали, что «никто из льготников не пострадает, но все обогатятся»; а на самом деле людей лишили возможности жить полнокровной жизнью.
Никто опять же не знает: считать будут по методике, существующей сейчас, — в зависимости от объёма социальной нормы — или же снова ОПУСТЯТСЯ ДО УРАВНИЛОВКИ? Поясняю: для одиноко проживающих льготников норматив, от которого рассчитываются льготы, — 33 кв. м. Соответственно, у них в зимний период может набежать в жировке льготная скидка и в 800—900 рублей. Если в квартире живут двое, льготнику скидку рассчитают из социальной нормы 22,5 кв. м, и это где-то в пределах 700 рублей. Если жильцов трое и больше, социальная норма — 21 кв. м, и тут снижение оплаты услуг ЖКХ — примерно 600—650 рублей. В летний период, понятно, суммы скидок где-то на 30—40% меньше.
Так вот, если исходить из звучавших из уст депутатов и чиновников тезисов, речь, похоже, не о переводе натуральной льготы в её денежный эквивалент, а о КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТАХ — а это далеко не одно и то же. Если всем выдадут, скажем, по 400 рублей в месяц — «и ни в чём себе не отказывайте», — это надо будет понимать как внедрение в области вместо социальных льгот системы единообразных социальных вспомоществований.
Казалось бы, законодатели прежде всего — депутаты областной Думы, в которой законы начинают свой путь к утверждению, должны приступать к социальному законотворчеству только при наличии пакета из подзаконных актов. Но мне не доводилось слышать, когда бы спикер Облдумы Николай ВОРОНИН завернул законопроект, если тот не снабжён нормативными положениями и расчётами, изучив которые, депутаты могли бы убедиться, что предлагаемые уложения не ущемляют права граждан. В свою очередь, при «пакетном» нормотворчестве и граждане могли бы непосредственно в заксобрании или через СМИ контролировать процесс — это их конституционное право.
Нет в Свердловской области и широкой практики «пилотного» внедрения законодательных новшеств. А вот, скажем, в Кузбассе ту же монетизацию льгот ЖКХ опробовали сначала в двух муниципальных образованиях; и только когда убедились, что нареканий нет, решили распространить действие закона на весь край. В других регионах пошли по пути предварительной выплаты авансовых сумм с последующим персональным перерасчётом денежных выплат каждому льготнику на основе положенной ему лично социальной нормы — чтобы с монетизацией человек не потерял ни рубля против прошлой льготы. А вот в зажиточной Москве, например, решили не торопить события: кризис на дворе, доходы граждан падают, не до монетизации. Власти этого субъекта Федерации, где крутится до 80% всех российских денег, проведя расчёты, поняли, что потерять могут все: и льготники, и коммуналка, и столичный бюджет.
В Свердловской же области депутаты принимают «рамочные» социальные законы, которые при последующих подзаконных расширениях и толкованиях БЬЮТ ПО КАРМАНУ ЛЮДЕЙ И ОДНОВРЕМЕННО ОПУСТОШАЮТ КАЗНУ. Так случилось с монетизацией транспортных льгот — ответом были массовые акции протеста. Реакция на монетизацию льгот по ЖКХ, если срочно не внести в вопрос ясность, грозит быть, однако, куда круче: уже в октябре, когда в дома пустят тепло, жировки придут без социальных скидок, а денежный эквивалент льготам окажется мизерным, можно ожидать не демонстраций только — массовых долгов по коммуналке. Думаю, г-ну Воронину и ведомым им депутатам едва ли следует рассчитывать при таком раскладе на похвалы не только от льготников, но и от управляющих компаний…