«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Губернатор ищет банки под чугун»
Заводу в Полевском требуется 630 млн рублей для завершения строительства
Екатеринбургское ОАО «Пневмостроймашина» (входит в группу «Финпромко») ищет инвесторов для завершения строительства Полевского завода по производству высокоточного чугунного литья. Как заявил вчера губернатор Свердловской области Эдуард Россель, необходимые 630 млн рублей для завершения строительства может выделить Внешэкономбанк. Однако отраслевые эксперты считают, что даже при активном лоббировании региональных властей получить кредит будет сложно — у «Пневмостроймашины» практически не осталось активов для залога.
Как рассказал вчера во время осмотра стройплощадки завода губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем исполнительный директор ОАО «Пневмостроймашина» Дмитрий Якшин, для завершения строительства предприятию необходимо 630 млн рублей, еще 644 млн рублей — необходимая сумма для осуществления лизинговых платежей за оборудование. «Обслуживание кредитов (были открытые кредитные линии в UniCredit и Сбербанке — «Ъ») осуществлялось из прибыли головного предприятия — «Пневмостроймашины», но в связи с кризисом у нас упали объемы (по предварительным оценкам самой компании в 10 раз — «Ъ») производства, и мы не в состоянии в дальнейшем финансировать этот проект», — признался Эдуарду Росселю Дмитрий Якшин. Он также сообщил, что компания занимается активным поиском инвестора, но пока безрезультатно. «Проектом интересовались иностранные компании, но нас отпугивают валютные займы, которые они предлагают. Вели переговоры о продаже предприятия «Ростехнологиям», которые запросили 51% акций, мы были даже на это согласны, но окончательного ответа от госкорпорации до сих пор не последовало», — отметил господин Якшин.
Напомним, о проекте по созданию производства по выпуску высокоточного литья владелец «Пневмостроймашины» Анатолий Павлов сообщал в августе 2007 года, когда выкупил для организации нового производства площадку на Полевском заводе точных сплавов. Планировалось, что объем инвестиций в новое производство составит около 1,36 млрд рублей, мощность предприятия — 20 тыс. тонн чугуна в год. Около 25% из этих объемов планировала потреблять сама «Пневмостроймашина», остальное — заказы сторонних предприятий (Уралвагонзавод, РЖД, АвтоВАЗ и другие).
Вчера же возможный выход из ситуации предложил губернатор региона, который попросил господина Якшина проработать бизнес-план по строительству завода и 24 апреля представить проект председателю Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимиру Дмитриеву. «На следующей неделе у нас будет совещание с участием представителей ВЭБа, на котором будут рассматриваться инвестиционные проекты региона. ВЭБ согласен выделить финансирование под них, думаю нужно включить ваш проект в презентацию», — порекомендовал господин Россель. В частности, он пояснил, что речь может идти об 1 млрд евро, которые выделяет на инвестпрограммы Свердловской области Банк Китая. «Эти деньги идут через Внешэкономбанк, нужно предоставить список наиболее востребованных проектов», — заявил господин Россель.
Правда, привлечение кредита может быть осложнено тем, что у «Пневмостроймашины», по словам господина Якшина, практически не осталось активов, которые бы могли послужить залогом для получения кредита. «Сейчас банки все меньше выделяют кредиты под будущие проекты, как правило, с нас, например, требуют в залог по кредитам недвижимость или товары в обороте. Но у полевского предприятия есть только стройплощадка», — отмечает президент ЗАО «Автомобили и моторы Урала» Павел Чернавин. При этом он уточняет, что у ВЭБа еще сохранились целевые кредиты под конкретные инвестпроекты, но условия их предоставления пока не понятны. С ним соглашается и генеральный директор ЗАО ТПО «Уралпромоборудование» Андрей Беседин, который считает, что в настоящее время практически не осталось банков, предоставляющих кредиты без залога. «По собственному опыту скажу, что в сегодняшних условиях по любому кредиту банки требуют залог почти вдвое превышающий сумму заемных средств. Насколько мне известно, «Пневмостроймашина» сегодня такой возможностью не обладает», — пояснил господин Беседин. А руководитель филиала банка «Гран» АКБ «Инвестбанк» Дмитрий Богдашев, напротив, считает, что ВЭБ может выступить инвестором для завершения строительства, но взамен потребует долю в проекте. «Частные банки полностью прекратили кредитование проектов, рассчитанных на получение прибыли в будущем, у них нет денег на долгосрочные проекты. Государственные же банки могут, выполняя политическую волю, предоставить финансирование инвестпроектов с окупаемостью в 5 лет, но в любом случае потребуют существенную долю в проекте», — отмечает господин Богдашев. Получить комментарий в ВЭБе вчера не удалось.