Обзор прессы
03.04.2009

«Уральский рабочий» и Ирина ОШУРКОВА: «Штурм весеннего… автобуса»

Екатеринбург может остаться без маршруток

Если уральцы-пассажиры на ура восприняли постановление Региональной энергетической комиссии о снижении проезда в маршрутках до десяти рублей, то коммерческие перевозчики хватаются за голову: нововведение грозит им банкротством.

— Как законопослушные граждане мы, конечно, выполняем постановление, и уже неделю возим людей по новым тарифам, — делится мнением Григорий Кулинич, директор некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки». — Но о развитии транспорта можно забыть. Главная сложность в том, что в течение 2008 года двенадцать крупных предприятий Екатеринбурга купили более двухсот автобусов повышенной комфортности. Транспорт приобретался в кредит или лизинг, поэтому каждый месяц руководители должны думать, как рассчитываться с банками. Сумма приличная — в общей сложности 300 миллионов рублей — и выплатить ее кредитным организациям, исходя из вдвое уменьшившейся прибыли, просто нереально. Кроме того, последуют сокращения рабочих мест, возможно, до пяти тысяч человек. Учитывая, что ко всему прочему большинство перевозчиков не имеют собственных производственных баз и вынуждены платить за их аренду, через некоторое время отдельные предприятия могут свернуть свой бизнес.

В погоне за воздухом

Действительно, администрация Екатеринбурга обратилась к предпринимателям с просьбой сменить к саммиту ШОС имеющийся транспорт на более современный и комфортный: низ-копольные автобусы и машины выше класса «газель». Бизнесмены пошли навстречу... Теперь же рабочий день пассажироперевозчиков начинается с выяснений отношений с финансовыми учреждениями: средств для погашения кредитов не предвидится, а автобусы банкам не нужны, по крайней мере в таком количестве. Остается только два выхода: срочно перепрофилироваться на оказание других, не транспортных услуг (например, такси свободного проката, ремонтные мастерские) или отстаивать в энергетической комиссии право на определение стоимости проезда самим перевозчиком. Первое могут позволить себе далеко не все, второе сопряжено с массой трудностей.

— Принятая РЭКом в 2004 году методика расчета тарифов очень сложна для предпринимателей и не до конца проработана, — поясняет Алексей Попов, директор одного из предприятий. — Потому что подавляющее большинство пассажиропе-ревозчиков, находясь на упрощенной форме налогообложения, просто не учитывали (это и не надо было) ряд данных, которые необходимы для обоснования стоимости проезда. Поэтому остается только одно — привлекать квалифицированных специалистов, платить им деньги, тратить время, чтобы обосновать свой тариф. Кроме того, методика предполагает, что каждый перевозчик должен сам защищаться на комиссии. В нашем партнерстве двенадцать предприятий, которые различаются по возможностям и специфике. Получается, что в конечном итоге мы можем получить множество разных тарифов, которые будут зависеть от маршрута и владельца транспортного средства, Удобно ли это будет пассажирам?

Причем даже если руководитель умудрится посчитать все пассажиро-кило-метры и коэффициенты использования парка техники и вместимости салона за предыдущий год и добьется-таки права брать за проезд 20—25 рублей, возить, скорее всего, он будет только воздух. Кто захочет платить больше за те же условия, если полно «десятирублевого» транспорта?

«Четырнадцатого» уничтожить?

Если директора предприятий начали скупать цитрамон и болеутоляющие посильнее, то пассажиры, казалось бы, должны остаться в выигрыше. Но это только пока. Через недельку-дру-гую, через месяц, ощутив в полной мере все «прелести» нововведения РЭКа, перевозчики в лучшем случае начнут сокращать количество транспорта, а в худшем — закрывать нерентабельные маршруты. Например, как говорит Сергей Ельцов, руководитель одного из предприятий, входящих в партнерство, маршруты № 14 и 46 еще до снижения стоимости проезда попали поД угрозу ликвидации из-за сократившегося на 30 процентов пассажиропотока. Теперь, когда водитель привозит лишь 2200 рублей выручки в день, эксплуатировать такой автобус стало более чем нерентабельно.

В такой ситуации в часы пик оставшиеся маршрутки (хотя сейчас их правильнее называть транспортным средством категории М-2 — более восьми сидячих мест и грузоподъемность до пяти тонн) и автобусы будут браться штурмом, пенсионеры не. смогут никуда уехать... Появятся сомнения и в безопасности поездки, причем не только из-за обилия толкающихся локтями, плечами и коленями собратьев по несчастью.

— Есть водитель, который не имеет нарушений, хорошо разбирается в технике, зарекомендовал себя как профессионал, — вносит ясность Андрей Алеврас, директор транспортного предприятия, — он ездит безопасно, но плату за качественную работу просит соответствующую. В новых условиях мы вынуждены будем экономить на всем, в том числе и на квалифицированных специалистах... Или другой пример. Допустим, в Воронеже стоимость проезда семь и восемь рублей. Я очень долго вглядывался в транспортный поток на его улицах, но так и не увидел ни одного «Форда» или «Богдана». Облик города «дополняют» недобитые «Мерседесы» и не убитые вовремя «Икарусы». Не хочу пугать, но мы идем как раз к этому, старая аварийная техника, зато дешевый проезд...
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
01.04.2009 «Комсомольская правда» и Артем Очеретин: «Екатеринбург останется без частных автобусов?»

Перевозчики уверяют, что работают себе в убыток Напомним, начиная с прошлой пятницы маршруточники возят пассажиров по ...

31.03.2009 «Областная газета» и Юлия Литвиненко: «Цены снизили. Надолго?»

Глава РЭК советует: если «маршрутки» не хотят возить за 10 рублей, заявляйте в милицию! Минувшая пятница может смело ...

31.03.2009 Руководители компаний, занимающихся пассажироперевозками, заявили о предстоящем сокращении персонала

В связи с принудительным снижением стоимости пассажироперевозок в автобусах малой вместимости до 10—11 рублей, ...

25.03.2009 «Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Маршрутки вне закона»

Сегодня ровно неделя, как цена проезда в них должна быть снижена в два раза Впрочем, ликовать пассажирам пока не ...

24.03.2009 «Комсомольская правда» и Артем Очеретин: «Проезд в маршрутках Екатеринбурга будет стоить 11 рублей»

Владельцы коммерческих автобусов собираются судиться. Сегодня — завтра опубликуют постановление Региональной ...