«Комсомольская правда» и Артем Очеретин: «Екатеринбург останется без частных автобусов?»
Перевозчики уверяют, что работают себе в убыток
Напомним, начиная с прошлой пятницы маршруточники возят пассажиров по тем же ценам, что и муниципальные автобусы — а некоторые и ниже. Причиной этому послужило соответствующее постановление региональной энергетической комиссии (См. «Дешевому проезду в маршрутках не рады даже пассажиры»).
— Садимся, садимся, теперь одиннадцать рублей! — кричат нерусские кондукторы на остановках, высунувшись в двери «НефАЗов» и «Богданов».
— А что делать! Предпринимателям проблемы с законом не нужны, и они неукоснительно выполняют постановление РЭК, — признается директор некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки» Григорий Кулинич. — Поднять цены означает нарушить правила перевозки пассажиров, а это грозит отзывом лицензии. Приходится работать себе в убыток.
Прибыль коммерсантов сократилась вдвое, а общая сумма их долгов за прошлый год составила 300 миллионов рублей — столько новых машин купили в кредит и в лизинг в начале 2008-го.
— Сейчас о развитии и покупке нового транспорта придется забыть, — уверен директор Григорий Кулинич. — Еще одна проблема: предприятия больше не смогут позволить себе профессиональных водителей, потому что такие кадры требуют для себя достойной оплаты.
— Ни для кого не секрет, что к договору на каждый маршрут прилагается график обновления автопарка, — рассказал вчера «Комсомолке» директор ООО «Форт-транс» Андрей Алеврас. — В начале прошлого года администрация Екатеринбурга предложила всем перевозчикам сменить автобусы, так что теперь мы в долгах как в шелках.
Диалога с энергетической комиссией, которая устанавливает предельные тарифы, у перевозчиков почему-то не получается.
В частных транспортных компаниях уверены, что с новыми ценами на проезд выживут не все из них. Так что коммерсанты уже подготовили письма Росселю, Кокшарову и Путину с просьбой поддержать их.
— Нас не просто «кошмарят» — нас «мочат», — говорят они. — В октябре пассажиропоток уже упал на 30%, а теперь работать вообще невыгодно.
Требование РЭК обосновать тариф в 20 рублей сейчас выполнить невозможно — для экономического обоснования необходимо знать количество пассажиров, которые перевозят маршрутки, однако такого учета никто до сих пор не вел. Перевозчики требуют изменения методики расчета тарифа, который сейчас ориентирован только на крупные компании.
Коммерсанты уже обратились в банки-кредиторы: будут просрочки платежей! Платить по кредитам за автобусы будет нечем. Но заложенный транспорт банкам не нужен, так что ответ был: «Выкручивайтесь».
Следующим шагом, по мнению директоров-перевозчиков, будет сокращение автопарков и персонала.
— Недели через две какие-то частные автобусы просто перестанут обслуживать маршруты, — говорят они.
То есть те автобусы, которые вечно переполнены, останутся. А вот полупустые, скорее всего, исчезнут с уральских дорог.