16.03.2009

Модный шанс

Ближайшие 1—2 года могут стать временем больших возможностей для российских дизайнеров. Глобальные экономические изменения дадут им шанс выйти на отечественный рынок модной одежды и занять на нем заметное место.


За последние 10 лет в России сложилась четко определенная категория потребителей модной одежды. Это люди, чей статус и стиль жизни требуют, кроме прочего, посещения определенных «модных» мероприятий и заведений, участия в светской жизни. Для многих из них покупка авторских или брендовых вещей стала частью привычного образа жизни, способом самоактуализации и индивидуализации. До последнего времени основным поставщиком модной одежды и аксессуаров для них выступали известные мировые бренды. Отечественные дизайнеры не могли конкурировать с ведущими зарубежными домами моды и занимали на этом рынке достаточно узкую нишу.


Но изменения в экономической ситуации ставят «модную аудиторию» в сложную ситуацию. С одной стороны, она осталась нацелена на поддержание прежнего уровня и качества жизни, с другой — объективные условия создают к этому целый ряд препятствий. Проблемы в экономике вызвали снижение покупательной способности многих россиян. Девальвация рубля привела к росту стоимости зарубежных брендовых вещей. Сами мировые модные дома пересматривают стратегии своего развития в России: отдельные бренды закрывают свои представительства или объявляют о замораживании процесса экспансии. В сложной экономической ситуации они предпочитают ориентироваться на традиционные рынки сбыта своей продукции.


«Кризис несколько отсрочил насыщение рынка. Большинство открытий новых проектов, запланированных на 2009 год, будет отодвинуто и перенесено на 2010—2011 годы. Брендхолдеры сами не пойдут в Россию, поэтому выбор партнера с российской стороны производится еще более тщательно и придирчиво. По нашим прогнозам, локальный рынок люкса достигнет насыщения только в 2011 году», — заявила директор по развитию компании Vindex Group (портфель брендов Givenchy, Gianfranco Ferre, Baldinini, Emanuel Ungaro, Emilio Pucci, Isaia) Анна Кочнева.


Конечно, всегда останутся те, кто сможет себе позволить приобретать одежду зарубежных брендов за любые деньги и в случае необходимости будет ездить за ней в Милан или Париж. Но большинство потребителей модных вещей будет поставлено перед непростым выбором: либо покупать меньше (отказавшись от принципа «не появляться на двух мероприятиях в одном и том же наряде»), либо искать альтернативные источники модной, индивидуализирующей одежды.


Эта ситуация дает шанс отечественным дизайнерам. Сейчас у них есть реальная возможность обратить на себя внимание «модной аудитории». Если дизайнеры смогут предложить им варианты индивидуальной авторской одежды, соответствующей мировым трендам, это может стать началом развития отечественных локальных модных брендов.


Уже сейчас работа по индивидуальным заказам с отечественными дизайнерами становится все более востребованной в России в целом и в Екатеринбурге в частности. Не исключено, что такая альтернатива международным брендам сама по себе может стать отечественным модным трендом.


Очевидно, что обслуживание «модной аудитории» потребует специфических форм организации дизайнерского производства. Скорее всего, его основными формами станут индивидуальный пошив или работа с небольшими партиями авторских вещей. Вряд ли востребованными окажутся крупносерийное производство и большие коллекции, включающие в себя одежды всех размеров. Вполне вероятно, что дизайнеры будут создавать «презентационные» вещи в единственном экземпляре.


Формой организации подобного производства может стать студия или модный дом. Это позволит дизайнерам обеспечить практически стопроцентную реализацию произведенных изделий, что недостижимо в случае изготовления готовых коллекций. Кроме того, работа на заказ подразумевает частичную предоплату или гарантию оплаты покупателем, что немаловажно в текущей экономической ситуации.


Во-первых, каждое изделие будет индивидуально и уникально. Во-вторых, подогнано под особенности фигуры заказчика и создано в соответствии с его вкусом и пожеланиями. В-третьих, позволит избежать известного «запоздания», в соответствии с которым на прилавках большинства екатеринбургских бутиков модные вещи известных мировых брендов оказывались с запозданием на один-два сезона.


Одной из основных проблем, которые встанут перед дизайнерами и производителями одежды, станет дистрибьюция и обеспечение коммуникации с потенциальными потребителями. Вряд ли небольшое производство сможет позволить себе содержать собственный магазин или выставочный зал. Работа с крупными торговыми центрами или мультибрендовыми бутиками через баеров требует создания полноценных коллекций, что неподъемно для «модных студий».


Очевидно, что они не смогут пойти по пути крупнейших мировых брендов и проводить дорогостоящие рекламные и PR-кампании с использованием наружной рекламы, «глянца» и телевидения. Обороты «локальных брендов» просто не позволят окупить такие траты.


Выход дизайнерам подсказывает сама «модная аудитория», все больше и больше перемещающаяся в Интернет. Именно сетевые решения могут стать тем инструментом, который позволит обеспечить надежный и одновременно очень бюджетный вариант коммуникации с потребителем.


Уже сейчас можно говорить о создании особой сферы «модного Интернета». В основе его лежит принцип, позаимствованный у «глянцевых» журналов — качественные фото, интересное содержание, следование модным тенденциям. От традиционного глянца его отличают большая содержательность, принципиальная интерактивность, возможность оперировать видеоматериалами. Такие маркетинговые коммуникации не нуждаются в затратах на полиграфию, печать и распространение — как следствие, они доступны всем дизайнерам. Кроме того, немаловажным становится и возможность практически мгновенной «обратной связи» с автором коллекции, обсуждение той или иной модели, заказ понравившегося изделия.


Уже в ближайшее время можно прогнозировать создание целой индустрии «модного Интернета». Вполне вероятно появление сайтов самого разного содержания — от персональных страниц и блогов дизайнеров до «портфолио» модных студий, от «виртуальных примерочных» до столов заказов on-line, где можно будет обсудить индивидуальный пошив и даже оставить предоплату с помощью электронного платежа.


Не исключено, что появятся порталы, созданные по принципу модных моллов — гигантские агрегаторы различных коллекций, объединяющие несколько десятков бутиков и «модных студий».


Переход к работе через Интернет создаст принципиально новый способ дистрибьюции. В его основе будет лежать прямой контакт дизайнера и заказчика. Всякий посредник — в виде бутика, баера, крупной или мелкой торговой сети — будет исключен. Для работы будет вполне достаточно небольшой площади, чтобы сократить расходы на аренду. Исчезнет необходимость производить и хранить товарные запасы. Все это скажется на себестоимости продукции.


Такая модель неизбежно изменит и роль модных показов и различных «недель моды». Сейчас эти мероприятия необходимы, в первую очередь, для демонстрации коллекций баерам, закупающим одежду для торговых сетей. Их освещение на телевидении и в печатных СМИ неуклонно снижается. Если дизайнеры начнут работать со своими заказчиками напрямую, такие показы могут потерять актуальность и работать мимо целевой аудитории. Сами «недели моды» потеряют свое нынешнее значение и смогут закончить процесс превращения в некие «культурные мероприятия», «светские рауты», имеющие скорее символическое, чем практическое значение. Альтернативой может стать превращение «недели моды» из единого мероприятия в совокупность показов, проводимых различными дизайнерами в одно время.


Виртуальное модное пространство создается уже сейчас. Интернет-глянец развивается, предоставляя все новые возможности для дизайнеров. Операторы интернет-контента предлагают модным студиям свои услуги по созданию надежных каналов коммуникации с потенциальными заказчиками.
Очевидно, что наиболее востребованными и интересными являются пакетные предложения по продвижению в Интернете. Они включают самый широкий спектр услуг — от обязательного минимума в виде сайта-визитки с портфолио и «столом заказов», блога и мер по оптимизации работы с поисковыми системами до практически неограниченного максимума: интернет-магазина, on-line-консультации с дизайнером, возможности «виртуальной примерки», продвижения в форумах и социальных сетях. В качестве дополнительных опций предлагаются контекстная реклама, различные методы увеличения посещаемости и «партизанский» маркетинг с использованием блогов.
Наибольший интерес представляют как раз такие пакетные услуги, которые уже предлагают различные операторы, в том числе — и агентство «УралБизнесКонсалтинг».
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
21.11.2013 На следующей неделе в Екатеринбурге пройдет ARTPLATFORM Fashion Week

УрБК, Екатеринбург, 21.11.2013. С 26 по 28 ноября в Екатеринбурге в 3-й раз пройдет ARTPLATFORM Fashion Week. ...

07.09.2012 В Нью-Йорке началась Неделя Высокой моды

На подиумах Нью-Йорка начались показы коллекций в рамках Недели Высокой моды. Более 80 известных кутюрье и домов моды ...

23.03.2009 Модный шанс

Модная индустрия России получила новые возможности для развития. Ближайшие 1—2 года могут стать временем больших ...

23.03.2009 Модный шанс

Модная индустрия России получила новые возможности для развития. Ближайшие 1—2 года могут стать временем больших ...

10.03.2009 Директор по развитию компании Vindex Group Анна Кочнева: Кризис отсрочил насыщение рынка luxury-брендов, и большинство открытий новых проектов, запланированных на 2009 год, будет перенесено

УрБК, Екатеринбург, 10.03.2009. «Кризис несколько отсрочил насыщение рынка. Большинство открытий новых проектов, ...