«Деловой квартал» и Татьяна Апрельская: «Валерий Савельев перехватил управление авиазаводом»
Председатель совета директоров холдинга AVS Group Валерий Савельев при поддержке руководства Свердловской области получил под контроль 53% акций Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Бизнесмен заявил «ДК», что собирается встроить авиаремонтное предприятие в бизнес своей группы. Однако действующий менеджмент УЗГА утверждает: у г-на Савельева нет права вмешиваться в оперативное управление.
На прошлой неделе стало известно, что Валерий Савельев получил в распоряжение 53% акций Уральского завода гражданской авиации. Как уточнили в AVS Group, часть бумаг перешла в собственность бизнесмена (13%), остальные — в его доверительном управлении. Г-н Савельев прямо заявил «ДК»: контроль над предприятием помогло взять руководство Свердловской области. «Оно рекомендовало мне обратить внимание на завод. Для владельцев УЗГА это стало одним из решающих аргументов в пользу того, чтобы передать стратегическое и оперативное управление предприятием мне», — пояснил он. Основные акционеры завода в связи с интересом силовиков к их персонам уже несколько лет находятся вне пределов России. По некоторым данным, они живут в Арабских Эмиратах.
Сделка состоялась в начале марта. Глава AVS Group в разговоре с «ДК» выразил надежду усилить за счет УЗГА авиационное подразделение своего холдинга. Напомним, в состав группы входит авиакомпания «Авиакон Цитотранс» (грузовые перевозки), а специализация завода (см. «Детали») позволяет укрепить это направление. Кроме того, предприятие владеет обширным участком земли неподалеку от аэропорта Кольцово.
Но на сам бизнес новый акционер смотрит критически. По его словам, за последние два года завод «снизил объемы производства, сократил долю на рынке и начал терять ценных специалистов». «В ближайшее время мы проведем общее собрание акционеров, на котором определим направления развития УЗГА. Аналитическая работа даст ясную картину по нынешнему состоянию завода. Только после того, как мы наметим планы на будущее, можно будет оценивать объем необходимых инвестиций. Но у нас многопрофильный бизнес, и я всегда говорил: нам неважно, чем управлять — заводом, банком или авиакомпанией. Законы менеджмента едины», — заключил г-н Савельев.
AVS Group уже назначила куратора на предприятие — исполнительным директором стал Андрей Голиков. В холдинге, впрочем, добавили: оперативное управление осуществляет прежний гендиректор Анатолий Падеров. На самом УЗГА управленческие решения Валерия Савельева не признали. Опровергли там и негативную оценку бизнеса: «Мы работаем со всеми компаниями в мире, которые эксплуатируют самолеты и вертолеты производства СССР и России, и недостатка в заказах или деньгах не испытываем».
По версии Александра Плотникова, помощника коммерческого директора, сделка действительно состоялась. Доли г-на Савельева в собственности и в доверительном управлении равны 13 и 40% акций соответственно. «Но это не значит, что глава AVS Group вправе принимать управленческие решения, — категорично заявил г-н Плотников. — Он всего лишь стал миноритарным акционером, имеющим право голоса на общем собрании». Управленец УЗГА усомнился, что документы о назначении г-на Голикова легитимны: «Должность исполнительного директора осталась за крупным акционером — Анатолием Падеровым. А сейчас, в его отсутствие, и. о. директора является Елена Игнатьева», — заявил он.
Аналитики затрудняются оценить стоимость сделки между акционерами УЗГА (о местонахождении которых как бы никто не знает) и главой AVS Group (за которым — административный ресурс). Ссылаются и на непрозрачность всего бизнеса. Участие в сделке губернатора Эдуарда Росселя могло обесценить бумаги завода, которые получил Валерий Савельев, фактически до нуля — считают опрошенные «ДК» эксперты.
Последние показатели финансовой деятельности, опубликованные предприятием, относятся к концу 2007 — началу 2008 г. и сегодня служить ориентиром не могут. Поэтому цену прикидывают на глазок. К примеру, экспертная группа компании M & A online оценила весь российский рынок сделок слияний и поглощений, совершенных со 2 по 8 марта, всего в $0,13 млрд. В расчете учли продажи долей в четырех предприятиях, включая екатеринбургский завод.
Корпоративные конфликты преследуют Уральский завод гражданской авиации не первый год. Несколько лет назад интерес к нему проявляла ГК «Ренова» — тогда управленцы авиапредприятия говорили о попытке рейдерского захвата. В апреле 2006 г. на УЗГА провели обыск оперативники ФСБ. Комментируя месяцем позже это событие, г-н Россель подсчитал: всего было двенадцать попыток захвата завода. «И наверняка действия сотрудников ФСБ — последствия этих попыток», — сделал вывод он.