VIP-Интервью
04.03.2009

Вячеслав Лаптев: Интернет-банк для физических лиц — это очередной шаг в рамках стратегии развития СКБ-банка

директор Департамента информационных технологий СКБ-банка Вячеслав ЛаптевНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор Департамента информационных технологий СКБ-банка Вячеслав Лаптев.

— СКБ-банк предложил новую услугу — интернет-банк для физических лиц. Как устроена эта система?

— Действительно, со 2 марта 2009 года интернет-банк поступил в коммерческую эксплуатацию, начались его продажи в офисах банка.

По своей сути интернет-банк — не столько продукт, сколько дополнительный сервис, который позволяет клиенту дистанционно управлять уже имеющимися у него счетами. Управление производится с сайта СКБ-банка. При этом клиенту нет необходимости использовать на своем компьютере дополнительное программное обеспечение — будет вполне достаточно обычного интернет-браузера.

При подключении к интернет-банку клиент получает логин и пароль для входа в систему. Их достаточно для того, чтобы попасть в информационную часть сайта, где можно увидеть информацию по своим счетам и операциям. Даже если логин и пароль будут похищены злоумышленниками — подсмотрены или скопированы «троянской» программой, то это не позволит им похитить деньги.

Совершение операций по счетам — более защищенная процедура. Она требует введения секретного кода. При подключении услуги в офисе банка каждому пользователю выдается карточка с 60 такими кодами. При проведении платежа система требует ввести определенный код, который используется только один раз и потом перестает действовать. Даже если его смогли перехватить злоумышленники, средства нашего клиента останутся в безопасности, так как воспользоваться им повторно уже невозможно.

— Сколько будет стоить пользование интернет-банком?

— Подключение к системе стоит 300 рублей. Это единовременный платеж, плата за подписку. Никакой дополнительной абонентской платы или платы за ведение счета у нас не предусмотрено.

Платежи, осуществляемые с помощью интернет-банка, тарифицируются точно так же, как и транзакции, совершаемые в офисах банка. Более того, по некоторым операциям тарифы будут даже ниже, так как банк экономит на работе операциониста. По коммунальным платежам тарификация такая же, как в банкоматах. Кроме того, надо помнить, что по некоторым видам платежей банк получает комиссию с получателя, а не с плательщика, и поэтому для последнего она будет бесплатной.

— С чем связан запуск нового сервиса?

— Если несколько лет назад интернет-банк был высокотехнологичной новинкой, предназначенной для узкого круга «продвинутых» пользователей, то сейчас он становится обязательным инструментом в наборе сервисов любого банка. Развитие информационных технологий, широкое распространение Интернета, растущая компьютерная грамотность и стремление людей как можно больше операций проводить дистанционно, из дома, — это те тенденции, с которыми вынужден считаться любой банк. И мы решили не отставать от веяний времени.

Создание интернет-банка для физических лиц — это очередной шаг в рамках стратегии развития СКБ-банка. Конечно, мы не были на этом рынке пионерами. И я с глубоким уважением отношусь к тем первопроходцам, которые запускали аналогичные системы несколько лет назад. СКБ-банк не спешил с запуском нового продукта. Мы старались взять не скоростью, а качеством, реализовать как можно больше дополнительных возможностей, сделать его как можно более удобным для пользователя. Думаю, что нам это удалось.

— Какие новые возможности интернет-банк создаст для ваших клиентов?

— Интернет-банк позволяет дистанционно, из дома или с рабочего места, осуществлять те операции, ради которых раньше нашему клиенту приходилось идти в банк. Так, клиент сможет увидеть информацию по всем своим счетам — депозитным, кредитным, карточным. С помощью интернет-банка он сможет управлять ими, осуществлять денежные переводы. Уже сейчас доступны такие функции, как возможность погашения кредита, пополнение депозита, осуществление коммунальных платежей, переводы в другие банки, оплата штрафов в ГАИ. Если у вас есть вклад, который закончился, вам не надо будет идти больше в банк: вы можете перевести деньги на пластиковую карту и обналичить через банкомат. Фактически, человек, заключив договор с банком, может больше почти не приходить в офис.

Но технологические возможности системы этим не ограничиваются. Уже в ближайшее время мы намерены реализовать массу дополнительных сервисов и возможностей, например создание виртуальной пластиковой карты для проведения платежей через Интернет, создание долгосрочных поручений банку. В частности, долгосрочные поручения позволят клиенту без дополнительных забот осуществлять любые регулярные платежи, например коммунальные платежи, перевод денег родителям или детям и т. д.

— То есть через интернет-банк человек может провести любые банковские операции?

— Мы стремимся к этому. Пока существуют определенные ограничения, накладываемые как нашей системой, так и законодательством.

Так, в частности, пока не реализованы валютно-обменные операции. В принципе, технологически сделать это не сложно. Но пока наши маркетинговые службы оценивают психологические моменты подобного сервиса. Дело в том, что при нынешних колебаниях курсов валют у людей может возникнуть желание переводить средства в самую быстрорастущую валюту. С одной стороны, это правильно. Но при этом не все отдают себе отчет в том, сколько они будут терять при осуществлении обмена за счет разницы курсов. Чтобы люди не грабили сами себя, мы пока эту функцию не включаем.

Существуют некоторые ограничения нормативного характера, например требования Центрального банка к идентификации клиента. Некоторые операции без личного присутствия человека в банке не позволяет проводить существующая законодательная база. Например, мы не имеем права дистанционно выдавать кредиты: человек должен собственноручно поставить подпись под договором. Существующие нормативные акты не предполагают возможности использования цифровой подписи под кредитными договорами.

— Платежи через интернет-банк будут осуществляться в режиме реального времени или только после одобрения операциониста?

— Это зависит от категории платежа. Есть установленный критерий, по которому часть платежей проводится автоматически. К ним, например, относятся все платежи по стандартным формам, направляемые в адрес «постоянных получателей», — коммунальные, в ГАИ, за телефон, сотовую связь, Интернет и так далее.

Но ряд переводов требует дополнительного контроля. Некоторые из таких категорий прямо установлены нормативной базой, некоторые контролируются с точки зрения рисков и правильности заполнения.

— Для кого предназначена эта программа? На какую целевую аудиторию клиентов Вы рассчитываете?

— Мы рассчитываем на активных, энергичных людей в возрасте от 25 до 40 лет, пользующихся компьютером и привыкших работать через Интернет. Мне кажется, что аудитория старше 40 лет вряд ли будет массово использовать интернет-банк, это люди более консервативные.

Думаю, что большинство пользователей нашего нового сервиса будут владельцами пластиковых карт, прежде всего — зарплатных. Ведь именно пластиковая карта — это как раз тот инструмент, который сейчас позволяет иметь людям безналичные деньги в банке. Мы фактически даём им дополнительный способ распоряжения своим счётом.

— Как шел процесс разработки новой системы?

— Нужно отметить, что технологическая платформа, или, выражаясь на языке программистов, «движок» интернет-банка был разработан московской компанией Bank's Soft Systems. Это, пожалуй, самый известный российский производитель банковского программного обеспечения. Мы приобрели их платформу, которую в течение года доводили под наши требования и стандарты, соединяли с собственной IT-системой.

Это была тяжелая работа. Особое внимание было уделено системе безопасности, сложным протоколам взаимодействия.

Кроме того, было приобретено и настроено новое оборудование — сервера, рабочие станции и так далее. Уже сейчас система рассчитана на десятки тысяч пользователей. В случае необходимости мы сможем увеличить это количество до сотен тысяч.

Все это должно работать круглосуточно, без перебоев и даже плановых остановок. Это тоже потребовало определенных технических и программных решений. Поддержание и постоянное обновление системы можно сравнить с необходимостью менять колеса у автомобиля во время движения на полной скорости. Подобные вещи требуют дополнительного программного обеспечения, серьёзных затрат, как материальных, так и трудовых.

Примерно 3 месяца проект находится в стадии опытной эксплуатации, когда проводятся реальные платежи сотрудниками банка под строгим контролем. Сейчас он полностью готов к рыночным продажам.

— На каких территориях планируется запуск интернет-банка?

— Сначала интернет-банк будет запущен только в головном офисе банка, то есть на территории Свердловской области. Это необходимо для того, чтобы отработать схему взаимодействия наших сотрудников с новым программным обеспечением. Операционисты должны научиться работать с этой системой, а это лучше делать под надзором технических служб, менеджеров банка. Уже написан ряд инструктивных материалов, но пока практика не наработана. И лучше создавать её здесь и только потом переносить на другие, удаленные территории. Сколько на это потребуется времени, покажет практика, но, на мой взгляд, уже через полтора месяца мы сможем начать продажи за пределами области.

— Каковы планы банка по дальнейшему развитию технологических систем?

— Я уже говорил о том, что мы планируем расширять спектр возможностей, доступ к которым можно будет получить через интернет-банк. Помимо этого мы планируем организовать доступ к счетам с сотового телефона. Пока нас ограничивает в основном система безопасности. Платежи через сотовые телефоны значительно менее защищены, чем интернет-платежи, и нам необходимо создать систему активного оповещения владельца счета и подтверждения его намерения провести платеж. Главная проблема здесь — идентификация звонящего. Нам необходимо быть уверенными в том, что телефоном пользуется именно владелец счета, а не его жена или злоумышленник.

Кроме этого, уже в ближайшее время мы будем готовы представить рынку систему персонального банкоматного сервиса, проходящую в настоящее время тестирование. С помощью банкомата и карты наш клиент сможет получить доступ не только к карточному, но и ко всем своим счетам, в том числе кредитным и депозитным. Тот же банкомат позволит ему осуществлять платежи, оплачивать кредит, пополнять депозит, делать банковские переводы. В том числе — сформировать через интернет-банк шаблон платежа и через банкоматный сервис сделать распоряжение об оплате.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
09.02.2011 ОАО «МДМ Банк» обновляет систему интернет-банка «МДМ online»

УрБК, Москва, 09.02.2011. ОАО «МДМ Банк» обновляет систему дистанционного обслуживания «МДМ online», которая будет ...

29.06.2009 Число пользователей интернет-сервиса ОАО «СКБ-банк» «Банк-на-Диване», введенного весной 2009 года, достигло 2009 человек

УрБК, Екатеринбург, 29.06.2009. Число пользователей, подключившихся к интернет-сервису ОАО «СКБ-банк» «Банк-на-Диване», ...

23.03.2009 Интернет-банк для физических лиц: обязательный инструмент в наборе сервисов

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил директор Департамента информационных технологий СКБ-банка ...

23.03.2009 Интернет-банк для физических лиц: обязательный инструмент в наборе сервисов

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил директор Департамента информационных технологий СКБ-банка ...

03.03.2009 ОАО «СКБ-банк» заявило о введении сервиса дистанционного банковского обслуживания «Банк-на-Диване»

УрБК, Екатеринбург, 03.03.2009. ОАО «СКБ-банк» заявило о введении сервиса дистанционного банковского обслуживания ...