ОАО «Банк «Монетный дом»: Методики оценки бизнеса и финансовых инструментов, которые используют рейтинговые агентства, во многом базируются на тех виртуальных принципах развития экономики, которые и послужили фундаментальными причинами мирового кризиса
УрБК, Екатеринбург, 25.02.2009. «Существующие методики оценки бизнеса и финансовых инструментов, которые используют рейтинговые агентства, во многом базируются на тех виртуальных принципах развития экономики, которые и послужили фундаментальными причинами текущего мирового кризиса. Выстраивание виртуального фондового рынка с огромным количеством производных инструментов сместило акценты при оценке бизнеса с реальных показателей рентабельности производства в сторону капитализации компании на фондовом рынке. Рейтинговые агентства, по сути, явились катализатором раздувания пузыря в мировой экономике — они оценивали показатели компании на фондовом рынке, присваивали компании рейтинг, присвоение рейтинга провоцировало рост акций компании, дальнейший рост капитализации, присвоение более высокого рейтинга, и далее по спирали. При этом реальная эффективность работы предприятия, его производственная база оставались на втором плане. Сейчас данная модель экономики терпит фиаско и идёт закономерное сдувание пузыря — в этих условиях старые методики расчёта рейтингов работают уже совсем по-другому, и высокий рейтинг не гарантирует надёжность предприятия», — заявил УрБК советник председателя Правления ОАО «Банк «Монетный дом» Павел Ефремов.
Напомним, в связи с последними событиями на мировых финансовых рынках наблюдается процесс снижения доверия к кредитным и рисковым рейтингам, составляемым ведущими рейтинговыми агентствами России и мира. Обычной стали ситуации, при которых компании или инструменты инвестирования с максимальными рейтингами оказываются финансово несостоятельными или убыточными.
«Сейчас идёт глобальная переоценка всех бизнесов и ресурсов в мировом масштабе, формируются новые уровни ценностей, и рейтинги в этих условиях стали играть второстепенную роль. Как и в любое переходное время, идёт возврат к корням, к истинной сущности бизнеса — на первый план выходят объективные показатели бизнеса, а не виртуальная стоимость акций на виртуальном фондовом рынке. Безусловно, рынку нужна объективная оценка рисков от независимых аудиторов. Рано или поздно экономика перестроится, и сформируются новые методики оценки бизнеса, рейтинговые агентства внесут коррективы в свои методики; возможно, кто-то из-за репутационных скандалов будет вынужден покинуть рынок, возможно, появятся новые игроки, но глобально потребность в рейтинговых агентствах останется. Вот только безоговорочное доверие к рейтингам вернётся ещё не скоро», — подытожил П. Ефремов.