«РБК daily» и Даниил Шабашов: «Уралкалий» ждет»
Сумма претензий к компании пока не озвучена
Правительственная комиссия завершила расследование причин аварии на шахте «Уралкалия» в 2006 году. В качестве причин названы, помимо геологических факторов, и действия компании. Впрочем, каких-либо конкретных претензий о возмещении ущерба «Уралкалий» пока не получил.
Ранее было установлено, что причиной аварии стал «новый вид ранее неизвестных аномалий геологического строения». Но, согласно акту нового расследования, аномалии могли быть выявлены ранее, а к аварии привела совокупность геологических и технологических факторов, в том числе действия недропользователя. В «Уралкалии» отмечают, что акт комиссии содержит ссылки на приложения, раскрывающие его тезисы, однако сами приложения компания не получала. «До изучения всех документов мы не можем комментировать свои дальнейшие действия в этой связи», — говорят в компании.
Комиссией оценены уже понесенные расходы бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий аварии (переселение жителей города Березники, строительство обходного 6-километрового железнодорожного пути). Их совокупная сумма — около 3,1 млрд руб. Но в акте говорится и о будущих расходах на устранение последствий аварии, в том числе о расходах других предприятий, потере полезного ископаемого и других. Вывода о том, что все эти расходы лягут на «Уралкалий», в акте нет. Но отмечается, что сумма, подлежащая возмещению недропользователем, будет рассчитана непосредственно при возмещении компанией причиненного ущерба, хотя компания и не названа виновной в аварии. Сам «Уралкалий» подтверждает готовность добровольно компенсировать затраты бюджетов в сумме около 3 млрд руб.
Как отмечает Марина Алексеенкова из «Ренессанс Капитала», акт комиссии сохраняет существенную неопределенность вокруг компании. «Но, по всей видимости, затраты, превышающие 3 млрд руб., будут структурированы во времени, и, возможно, у «Уралкалия» появится возможность их обсуждать и корректировать», — говорит она. Если расходы, такие как строительство новой железной дороги (17—18 млрд руб.), возмещение утерянных запасов, придется покрывать по мере возникновения, то банкротство компании не грозит. «Даже в случае худшего варианта развития событий общий объем требований в отношении «Уралкалия» не превысит 1 млрд долл., включая компенсацию упущенной выгоды, — считает Кирилл Таченников из ФК «Открытие». — Текущая рыночная капитализация компании уже включает все негативные сценарии». Вчера стоимость бумаг «Уралкалия» оставалась на минимальных уровнях — 37—38 руб. за акцию. «Это панические уровни, отражающие даже те риски, которые маловероятны, как, например, потеря лицензий», — считает г-жа Алексеенкова.